Рассказы

Saturday, August 1, 2009

Старческий маразм, как предмет гордости


Одним из фундаментов человеческой психики является отношение к добру и злу. Любые ньюансы в различии этих двух ипостасей являются более характеристичными для личности, чем что-либо другое. Лет двадцать назад я почувствовал, что моё отношение к добру неуклонно меняется, и подумал, что это является предвестником начала старческого маразма. Зло я стал воспринимать неравнодушно несколько позднее, хотя в этом и стыдно признаться. А вот с добром всё произошло значительно раньше. Я стал замечать, что как только я вижу в людях добро, то к горлу подступают предательские спазмы. Сначала это заболевание затрагивало только горло, но потом стали слегка увлажняться глаза. Это меня постепенно всё сильнее стало беспокоить. Хотя я давно знал, что старость - не радость, а проще говоря, что от старости "любой подлости ожидать можно", но просто не думал, что эта печальная неизбежность так рано начнёт прореживаться сквозь мой в общем ещё очень молодой организм. И мускулы у меня железные, и сердце, и всё остальное железное, но, согласитесь, что факты - они тоже железные, настолько железные, что, как говориться, против них не попрёшь.
Началось всё с довольно редких случаев, но со временем переросло в стойкую патологию восприятия действительности. Прочитал я о том, что муж с женой утонули в реке, спасая своих собак, - спазмы. Услышал я, что кто-то из Англии послал в Россию деньги совершенно незнакомой 92-летней старушке, у которой милиционеры отобрали баранов, откормом которых она зарабатывала себе на жизнь, - опять спазмы. Знакомый мой бросил работу, чтобы ухаживать за тяжело больной матерью, - спазмы. Прочитал я о том, что небогатая семья взяла из детского дома девочку, больную трудноизлечимой болезнью, - спазмы. Эти спазмы хуже гипертонии: невозможно понять что, когда и от чего. Например, смотрю я, как "The Eagles" исполняют в Мельбурне "Отель Калифорния" и обращаю внимание на то, что молодую красивую девушку душат спазмы. И, как вы понимаете, и у меня начинаются спазмы. Корь распространяется даже не воздушно-капельным, а просто воздушным путём. Вирусы летают по воздуху вместе с воздухом так, что больной корью, стоя на балконе, может заразить человека, который стоит на балконе дома через улицу. Но эта подлость рода морбилливирусов семейства парамиксовирусов телевизионным путём или через интернет распространяться всё же совершенно не способна, а вот спазмы ещё как способны.
Недавно в половине восьмого утра приехал я в ветеринарную клинику, где моему пуделю должны были определить кортизол в крови. Вижу у входа стоят мужчина и женщина лет 40-50-ти. На лицах обоих паническое выражение. Оставил я пса, за которым сказали приехать в 10 часов, иду к машине и вижу, что мужчина вышагивает с совершенно потерянным видом. Брови сдвинуты, разговаривает сам с собой, руки сжаты в кулаки. Приезжаю за пуделем, захожу в вестибюль и вижу эту супружескую пару, присевшую на краешек дивана с тревожным выражением лиц. Из бокового входа, ведущего в служебное помещение, выходит медсестра, наскоро здоровается со мной, подходит к супругам и что-то им говорит. Их лица искажаются испугом, они бросаются в служебное помещение, а у меня, как сами понимаете, спазмы.
В какой-то момент я почувствовал, что "так жить нельзя", и, поскольку с детского сада увлекался научным подходом к объяснению явлений жизни, твердо решил выделить по пол часа в день на обдумывание этой патологии. Проводить такие опыты на себе, даже имея три десятка лет научного стажа, - это все равно, как хирургу вырезать самому себе аппендикс. Это очень трудно, поскольку использование индукции, дедукции, абдукции и даже абстракции здесь предельно затруднено: эти инструменты располагаются там же, где зарождаются спазмы.
Поскольку я имел совершенно серьёзные намерения, то выделил для начала четыре группы вопросов: 1) как и почему это началось, 2) как патологию квалифицировать, 3) как с ней бороться и, наконец, 4) не умру ли я от неё в самом расцвете физических и душевных сил. Если кратко суммировать результаты моих исследований, то по первому пункту я пришёл к выводу, что всё это от того, что я слишком много повидал в жизни. Я так много видел людей, зацикленных на самих себе любимых и так мало ценящих всё то хорошее, что для них сделали другие, что мне всё больше хотелось быть непохожим на усреднённого представителя человечества. Многие нежно любят своих мам, но все остальные мамы им до фонаря. Многие обожают своих личных собак, которые лично им лижут руки, и спокойно не замечают заблудившегося щенка, замерзающего на улице. Мне трудно судить о филогенезе, т.е. о том, куда движется человечество в своей массе, но то, что касается онтогенеза, т.е. индивидуального развития, получается, что к старости он у меня стал более энергичным, и в полном противоречии с современной биологической наукой осуществляется в соответствии со схемой Ламарка. Иными словами, патология как бы индуцируется моим жизненным опытом и моим подсознательным желанием сделать эту патологию ещё более патологической.
Что касается второго пункта, то патологию эту правильно было бы идентифицировать, как старческий маразм, поскольку маразмом принято называть прогрессирующее отклонение от нормы. По третьему пункту, я пришёл к выводу, что бороться со старческим маразмом не нужно. Нужно им гордиться. И, наконец, на вопрос умру ли я от этого вида старческого маразма в расцвете физических сил, я нашёл ответ путём сопоставления. Мой отец прожил 91 год, имея полный порядок с гемоглобинами, лейкоцитами, эозинофилами и т.д. А симптомы, родственные обнаружившимся у меня, я замечал у него, когда ему было меньше 60-ти лет.
Не желая полностью зацикливаться на самом себе, я решил написать эту заметку с целью успокоить всех, у кого намечаются подобные симптомы: нужно их не бояться, а ими гордиться!
..........
На эту заметку пришли ответы от близких мне людей, живущих в разных странах. Они благодарят меня за то, что я их успокоил и в какой-то степени даже вдохновил на дальнейшее развитие этого заболевания. И мне это было очень приятно узнать, поскольку я убеждён в том, что чем более быстрыми темпами будет распространяться это заболевание в народе, те красивее и безопаснее станет наша Земля.

No comments:

Post a Comment

Followers

Blog Archive