Рассказы

Friday, November 18, 2011

О воронке дуракообразования

В школьные годы я много сочинял стихов. Мне кажется, что какой-никакой талант у меня всё же был. Сужу я об этом потому, что, первые два дня, озарённый проникающим до самой глубины души светом творчества, я полушопотом декламировал вновь сочинённые шедевры, но, перечитывая сочинённое через неделю, я каждый раз неизменно рвал всё это в клочья. Кое-что из сочинённого случайно оказалось опубликованным в университетской многотиражке, в сборнике "Молодые поэты Азербайджана"... Но в мою пользу всё же свидетельствует тот факт, что из большого количества сочинённого я, обладая превосходной памятью, почти ничего не запомнил. Всего лишь несколько стишков вроде этого:

На низком столике в большой стеклянной вазе
Стоит букет из восковых цветов,
И есть какая-то особенная свежесть
В недвижном блеске ярких лепестков.

Рукой умелою так передал художник
Тона живые неживым цветам,
Что верить хочется: они не восковые
И воду дать бумажным стебелькам.

Да и то вовсе не потому, что этот стишок был лучше других: просто так получилось, можно сказать, нечаянно.

Но только в последнее время до меня дошло, что ранневозрастное сочинительство стихов было невероятно полезной зарядкой ума, сыграло воспитательную роль для моих мозгов и многому меня научило. Ну, это понятно, что, если человек дурак, то это - навсегда. Но непонятно, откуда, с какого места начинается дурак. Бывало, что неправильно тянули щипцами, бывало, что с генами что-то неполадилось, бывало, что жена кастрюлей сильно стукнула из-за угла... Но ведь большинство дураков, населяющих нашу планету, по большому счёту являются жертвами самодовольства, самовлюблённости и патологического неприятия критики. Нередко на страницах интернета можно встретить стихотворные произведения старых перешников, некоторые из которых в достаточно агрессивной форме требуют признания своих талантов. Но воронка дуракообразования, которая затягивает людей (это ещё большой философский вопрос: затягивает в зазеркалье или в светлую реальность бытия), далеко не ограничивается стихосложением. Всё же человек, увлекающийся творчеством, сталкивается с наиболее богатыми возможностями для корректировки своего ума, для выбора наиболее адекватной практики приложения своих физических и интеллектуальных возможностей, нежели человек, осваивающий какую-то практически полезную деятельность вроде слесаря, снайпера или программиста.

Стихи я начал сочинять очень рано. Мне даже кажется, что между двумя кормлениями грудью, наблюдая за импрессионистской мутью бытия. Но местами нравится самому себе я начал значительно позднее, а наблюдать себя с птичьего полёта стал после того, как научился читать. И каждый раз, сочинив новый шедевр, я с невероятной ревностью перечитывал стихи уважаемых мною поэтов (на Пушкина с Лермонтовым у меня, слава Богу, хватило ума не покушаться) и каждый раз говорил себе: "Нет, не тянет!" Именно это многогранное и многостороннее отталкивание от настоящих талантов и лепило по-настоящему мою душу, а не политико-воспитательно-образовательная деятельность воспитателей ясель и детского сада и учителей школы. И неважно, что я стал химиком-биохимиком-микробиологом, а не филологом. Нигде человек не может определить формы своих способностей, ощутить ауру своих возможностей так, как занимаясь творчеством в раннем возрасте. Здесь самовлюблённый дурак внутри человека начинает толкаться с тонкой, но трезво глядящей на мир личностью: кто кого победит!

Только занятия искусством и в особенности в раннем детстве по-настоящему укрепляют человека в понимании того, что он уникально индивидуален, что таких больше нет на свете и что этой уникальностью нужно дорожить так, как некоторые убеждённые старые девы дорожили своей девственностью. Никогда не забуду, какое фантастическое впечатление на меня произвели теоретические статьи Валерия Брюсова, который показал, что в русской поэзии при его жизни реализовалось ничтожно малое число поэтов из того количества оригинальных поэтов, которое теоретически возможно в русской поэзии.
У некоторых детей стремление к творчеству бурно проявляется само по себе. А у тех, у кого не наблюдается такого стремления, должны быть стремительные родители. Неважно, кто эти родители по профессии. Важно, чтобы они понимали: дети, которые в раннем возрасте научились или которых научили сопоставлять себя с настоящими талантами, имеют ничтожно малую вероятность вырасти дураками.

Followers