Рассказы

Wednesday, May 12, 2010

Этология и человеческие инстинкты

Замечательный австрийский биолог и философ, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989) был одним из основоположников этологии - науки о поведении животных. Сегодня этология является весьма востребованной наукой, которая помогает нам понять истоки тех или иных особенностей нашего поведения. Вот что писал К.Лоренц о роли этологии:

"...В возникновении всех органических форм наряду с процессами мутации и рекомбинации генов важнейшую роль играет естественный отбор. В процессе отбора вырабатывается то, что мы называем приспособлением: это настоящий познавательный процесс, посредством которого организм воспринимает содержащуюся в окружающей среде информацию, важную для его выживания, или, иными словами, знание об окружающей среде. Возникшие в результате приспособления структуры и функции характерны для живых организмов, в неорганическом мире ничего подобного нет. Они ставят перед исследователем неизбежный вопрос, неведомый физику и химику — вопрос: "Зачем?" Если этот вопрос задает биолог, то он не ищет телеологического смысла, а всего лишь спрашивает себя, каким образом некоторый признак служит сохранению вида. Если мы спрашиваем, зачем кошке кривые когти, и отвечаем: "Чтобы ловить мышей", -то это лишь более краткая постановка вопроса: "Каким образом эта выработанная отбором форма когтей способствует сохранению вида?" Кто в течение долгих лет исследования снова и снова задавал себе такой вопрос в отношении самых удивительных структур и форм поведения и снова и снова получал на него убедительный ответ, тот не может не склоняться к мнению, что сложные и даже неправдоподобные формы строения тела и поведения могли появиться лишь в результате отбора и приспособления и никак иначе. Сомнения могут возникнуть лишь тогда, когда мы спрашиваем "Зачем?" об определенных регулярно наблюдаемых способах поведения цивилизованных людей. Зачем нужны человечеству безмерный рост его численности, все убыстряющаяся до безумия конкуренция, возрастающее и все более страшное вооружение, прогрессирующая изнеженность урбанизированного человека, и т. д. и т. п.? При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что едва ли не все эти вредные явления представляют собой расстройства вполне определенных механизмов поведения, первоначально весьма ценных для сохранения вида. Иначе говоря, их следует рассматривать как патологические. Анализ органической системы, лежащей в основе социального поведения людей, — самая трудная и самая почетная задача, какую может поставить перед собой естествознание, ибо эта система — безусловно сложнейшая на Земле".

Сегодня ни один интеллигентный человек, которого волнуют те или иные вопросы социальной организации, политики, структурных особенностей управления обществом, не может позволить себе роскошь не знать об основных достижениях этологии - науки об естественном поведении животных. Этологию создали зоологи. Это часть зоологии. Но, изучая этологию, люди лучше узнают себя, а следовательно могут подправлять инстинкты разумным поведением. Ниже я привожу чрезвычайно полезное для неофитов в области этологии интервью с Виктором Рафаэльевичем Дольником, опубликованное в газете «Аргументы и факты» от 24-го декабря 2003 г.

Виктор Рафаэльевич Дольник родился в 1938 году в Свердловске в семье инженеров. В 1955-1960 годах учился на биологическом факультете ЛГУ. Область научных интересов - орнитология. Около 30 лет возглавлял орнитологическую станцию Зоологического института АН СССР (ЗИН) на Куршской косе, причем 22 года как и.о. директора. Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Зоологического института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный иностранный член орнитологических обществ США (один из 6), Германии, Нидерландов, член Российской Академии естественных наук. Широкую известность ученому принесли публикации в конце 1980-х-1990-х годах статей по этологии человека. На основе этих работ Виктор Дольник опубликовал книгу "Непослушное дитя биосферы" (1994). Состоявшаяся в Институте биологии и психологии человека (Петербург) в феврале 2003 года Межвузовская научная конференция "Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты " была посвящена 65-летию ученого и выходу в свет 3-го издания его книги "Непослушное дитя биосферы".

УБЕГАЯ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ

Мы привыкли, что человек — царь Природы и венец Вселенной. И закрываем глаза на то, что Властелин и Покоритель не может справиться сам с собой. Ну хотя бы с врожденной программой агрессивности. Или сексуальной программой. И 200 тысяч лет убегая от обезьяны, как от карикатурной тени, человек так и не смог от нее скрыться.

— Человек разумный — один из 2 миллионов видов живых существ. Такой же, как мартышки, пчелы или вороны. Не самый многочисленный и не самый нужный биосфере, — утверждает профессор Виктор ДОЛЬНИК, главный научный сотрудник Зоологического института РАН. — Этакое непослушное дитя. А мать-природа тащит его к зеркалу: «Ну, посмотри, на кого ты похож!..»

Таким «зеркалом» Дольник считает этологию, науку о поведении животных, которой он посвятил почти полвека.

Власть

— У животных монархия или демократия?

— Ими управляет агрессия, борьба за главенство в стаде, в стае — одна из врожденных программ. Вожаку (самому агрессивному, но не обязательно самому умному) принадлежат лучшие самки, лучшие куски. А все остальные четко организованы в пирамиду соподчинения. Формы иерархии разные. У горилл — автократия: во главе стаи старший самец с седой спиной. А у павианов — геронтократия (власть старых), правят несколько патриархов. У макак — охлократия (власть наихудших). У них есть гнусная программа: бей слабого! Стоит вожаку наказать подчиненного, как другие спешат помочь — кричат на провинившегося, кидают калом, норовят ткнуть чем-то, плюнуть. Даже «подонки» — с самого дна, даже самки.

— Участвуют ли женские особи в иерархии?

— У гиен, например, матриархат. Самки доминируют, а самцы занимают подчиненное положение. И поэтому именно самки образуют строгую иерархию, а самцы в ней не участвуют… У человекообразных обезьян патриархат, где самка имеет тот же ранг в женской пирамиде власти, что и ее самец в мужской. А в борьбе за власть самки не участвуют.

Мораль

— Есть ли у животных моральные нормы?

— Это установил один из основателей этологии Конрад Лоренц. У сильно вооруженных животных (лев, волк, ворон, змея) — сильная мораль. Лев ударом лапы ломает шею быку, волк клыком в доли секунды вспарывает брюшину оленю, ворон ударом клюва может убить кошку или зайца, укус гадюки смертелен. Но они никогда не применят боевые приемы против своих. Это для них табу. А у слабых зверей — слабые и запреты. И нежный голубок может заклевать соперника в стае — а потом еще и тушку его ощиплет… Человек по природе — слабо вооруженное животное, и у него нет запрета убивать себе подобных. Парадокс: человек стал самым вооруженным на планете, хоть и остался со слабой моралью. Ее надо развивать и поддерживать. Этой задаче, в частности, служит религия.

— И у животных свои «десять заповедей»?

— Естественно. Не убивай ближнего. Не посягай на чужую самку, на детей, на территорию, на собственность. Не отнимай пищу, не воруй. Но при ухудшении положения запреты сдвигаются. И тогда «не убий» распространяется не на всех особей, а лишь на своих. При этом «свои» — это родственники, «моя стая» или «все на нашей территории». Отделение своих от чужих для человека стало важно, когда рядом жили два близких вида: неандерталец и человек разумный. Но деление «свои-чужие» работает до сих пор: по партийному, расовому, языковому, религиозному признакам.

Любовь

— Человек от шимпанзе отличается всего на 5% — по структуре ДНК. А 95% генетических программ у нас общие. Но какие?.. — вопрошает Дольник. — Известны эксперименты, когда новорожденному шимпанзенку давали на выбор проволочную «маму» с бутылкой молока — или лохматую куклу. И малыш выбирал теплую, шерстяную «маму»: ласка для него важнее питания! У нас, кстати, осталась эта программа: в случае опасности, стресса прислониться к теплому, вцепиться в шерсть — или хотя бы в собственные остатки волос…

— Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» Этология это подтверждает?

— Влюбленность — это импринтинг, запечатление первого образа. Доминанта влюбленности помогает, преувеличивая достоинства избранника и скрывая недостатки. Так происходит и у красношеей поганки, и у морской собачки, и у мартышки, и у человека.

— Кто выбирает: самец или самка?

— По-разному. На тетеревином или турухтаньем току самцы дерутся на турнирах, а самки выбирают. У африканских страусов наоборот: самки танцуют перед самцами. Общий принцип: пол, который демонстрирует себя, ярче украшается в период токования. Одна из программ проверки правильности выбора — чтобы твой избранник нравился другим девицам, и чем больше, тем лучше. Поэтому вокруг звезд эстрады, спорта, кино — табуны поклонниц.

— Выбрали. А что дальше?

— Дальше — очень сложные ритуалы ухаживания. Но суть одна: самцу надо выделиться в глазах самочки. Задача самца — «пристроить» побольше половых клеток, а самки — выбрать наилучшего самца.

Парная семья далеко не у всех обезьян, у многих самец спаривается со многими самками. У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, просто спариваются по потребности, а те не сопротивляются. Групповой брак (например, у мартышек верветок) известен не только обезьянам, но и предкам человека. Он изменил физиологию женщины, в итоге она стала гиперсексуальной.

— Почему мы стыдимся говорить о половой жизни?

— Главная причина таинственности — слишком много плохо совместимых программ. Мы ветрены, как верветки, и ревнивы, как павианы. Мы хотим, чтобы другие жили по программам, удобным для нас (скажем, мужчин не очень интересует, что испытывает женщина во время близости), а сами хотим пользоваться теми программами, которые другим неудобны. Гиперсексуальность не соответствует парному браку, поощрительное спаривание обесценивает женщину в глазах мужчин — и это смущает нас.

Юмор

— Животные могут насмехаться, иронизировать? Есть у них чувство юмора?

— Сколько угодно. Юмор — ведь это понимание ситуации и ее предвидение. Если показать нашему Роме (кивок в сторону клетки с попугаем жако) незнакомую собаку и спросить: «Что это?», он ответит: «Собака». А если показать известную игрушку-собачку, скажет: «Кошка! Ха-ха…» или: «Птичка! Ха-ха…» В смысле: «Ты что — сам не видишь?..» У ворон прекрасный юмор. Она прячет какие-то вещи и смотрит: найдешь или нет. И ликует, если не нашел… А игры, которые есть у всех животных? Игры с родителями, со сверстниками. Когда шимпанзе ломает, делает что-то не то — специально, как клоун. Без юмора не может быть игр.

— Но многие считают, что речь попугаев — это просто звукоподражание…

— В основном они говорят осознанно. Например, если в доме живут попугай и собака, то попугай обучается не только языку людей, но и языку собаки! И если отношения у них напряженные, попугай может изводить пса, мяукая или подавая разные команды голосом хозяина: «Сидеть!», «Лежать!», «К ноге!», «Голос!» и т.д. А если отношения мирные, они быстро обо всем договорятся… Попугаи придумывают свои символы и настаивают на них. Рома, к примеру, любую воду обозначил бульканьем, ворону — карканьем, собаку — лаем (хотя и слово «собака» знает). И еще заметьте: если попугай обучается нашему языку, а мы — его язык не понимаем, то какого мнения он может быть о нашем интеллекте?

Евгений ГОЛУБЕВ

2003:12:26

Борьба со лженаукой - национальный российский вид развлечения. Часть I

Пусть меня поправят старшие товарищи, если я ошибаюсь, но по-моему организованная борьба со "лженаукой" - это чисто российское хобби, являющееся по существу донельзя глупым занятием. К сожалению, очень большие и просто большие учёные в Академии наук и вне неё самым недопустимым образом путают борьбу с мошенниками, использующими науку в своих корыстных целях, и борьбу со лженаукой. "Лженаука" - это тупой и глупый термин, которым могут легко и просто воспользоваться нечистые на руку люди. Нельзя дать объективное толкование лженауке, поскольку наука - объективное дитя субъективности. Очень часто общепризнанная наука недавнего прошлого сегодня представляется лженаукой. Если пара учёных придерживается диаметрально противоположных взглядов на тот или иной феномен, то мы имеем в итоге двух учёных и двух псевдоучёных: каждый из двоих считает себя настоящим учёным, а другого псевдоучёным. Даже, если их обоих нельзя обвинить во лженаучных подходах и отстегать розгами в пыточных казематах Комиссии по борьбе со лженаукой, то сама по себе возможность существования такого антагонизма в науке свидетельствует о том, что борцы со лженаукой недалеко ушли от тёток из коммуналки, обзывающих друг друга проститутками сплетницами.

Если бы пару веков тому назад какой-нибудь учёный стал доказывать, что небольшая железяка может в течение многих часов летать над полем боя, передавать картину происходящего за тысячи километров и выборочно убивать противников, то его с полным основанием по тем временам посчитали бы лжеучёным, занимающимся лженаукой в наиболее сумасбродной её форме. Но если бы такого учёного борцы со лженаукой поместили в психушку до конца его дней и запретили бы изучать возможность создания летающей железяки, то это никак бы не отразилось на успехах в создании беспилотных летательных аппаратов в наше время: за это время законы физики принципальным образом не изменились да и беспилотные летательные аппараты были созданы людьми, особо не претендовавшими на лавры учёных, радикально перекапывающих фундамент науки. Просто всему своё время. В этом и состоит диалектика взаимоотношения науки и техники. Часто под случайную находку создаётся наука, а из науки, как из заколдованного мешка, можно доставать бесчисленное количество новых технических решений. Данный раздел науки давно уже не видел учёных, горящих большим желанием узнать то, что не узнали другие, а из него (из этого раздела) всё сыплются и сыплются детали и детальки новых технических решений.

К доказательству того, что герой современной единой и неделимой России академик Петрик - чистой воды мошенник (lebed.com/2010/art5654.htm, lebed.com/2010/art5662.htm), не нужно вообще привлекать учёных, получающих больше десяти долларов в час. Нужно привлекать следователей и прокуроров, но только после того, как на академика Петрика посыплются халявные государственные средства из уважения к бывшему топ-милиционеру, освоившему нанотехнологии под гипнозом академика. Петрика можно захомутать сразу же после того, как он придёт за триллионом в обмен на свою "Чистую воду" или на крайний случай, записав угрозы, которые он роздаёт по телефону. А на него нападают сейчас, когда он ещё никого не обокрал. Получается странная ситуация: Петрику не дают возможности заниматься мошенничеством, на чём его очень легко можно было бы подловить, и обвиняют его в занятиях лженаукой, что очень трудно доказать, поскольку Петрик опытнее учёных: он уже сидел в тюрьме, а члены Комиссии по борьбе со лженаукой ещё не сидели. Может быть очень большие и просто большие учёные завидуют Петрику?

Великий американский физик и хохмач Роберт Вуд рассказывал о своём опыте успешного разоблачения петриков. Вот один случай из его богатой практики разоблачений мошенников от науки.

"Поздней осенью 1903 года профессор Р. Блондло, глава Физического отделения в Университете в Нанси, член Французской Академии, широко известный исследователь, провозгласил открытие новых лучей, которые он назвал N-лучами, со свойствами, далеко превосходящими лучи Рентгена. Прочитав об его экспериментах с этими лучами в Comptes Rendus Академии - основном научном журнале Франции, я попытался повторить его наблюдения, но мне ничего не удалось, хотя я потратил на это целое утро. Согласно Блондло, лучи излучались спонтанно многими металлами. Как детектор можно было употреблять очень слабо освещенный лист бумаги, ибо - чудо из чудес - когда N-лучи попадали в глаз, они усиливали его способность видеть предметы в почти темной комнате.

Огонь открытия, зажженный Блондло, теперь ярко разгорелся, и его раздувало десятка два других исследователей. О них было помещено в Comptes Rendus двенадцать статей до конца года. А. Шарпантье, знаменитый своими фантастическими опытами с гипнозом, утверждал, что N-лучи исходят из мускулов, нервов и мозга, и его авторитетные заявления были опубликованы в Comptes Rendus с полным подтверждением д'Арсонваля - первого авторитета Франции по электричеству и магнетизму. Затем Блондло объявил, что он сконструировал спектроскоп с алюминиевыми линзами и призмой из того же металла и получил спектр из линий, разделенных темными интервалами, показывающих, что имеются N-лучи разной преломляемости и длины волны. Он измерил их длины волн. Пламя исследования N-лучей разгорелось в целый пожар. Жан Беккерель, сын Анри Беккереля, который открытием излучения урана положил основу для открытия радия Кюри, утверждал, что N-лучи можно передавать по проводу, так же, как свет передается по изогнутой стеклянной палочке благодаря внутреннему отражению. Один конец проволоки около слабо светящегося "детектора" вызывал колебание его интенсивности, в то время как другой конец проволоки водили по черепу живого человека. Если человека усыпляли эфиром, N-лучи от его мозга сначала усиливались, а потом слабели, по мере того, как он крепче засыпал. Он утверждал, что металлы можно "анестезировать" эфиром, хлороформом или спиртом, после чего они переставали испускать и передавать N-лучи.

Биологи, физиологи, психологи, химики, ботаники и геологи присоединились к этой веселой компании. Нервные центры позвоночника изучались в связи с болезнями или повреждениями по их излучению N-лучей. "Обнаружилось", что лучи испускались растущими растениями, овощами и даже трупом человека. Шарпантье нашел, что слух и обоняние также обострялись под их влиянием, как и зрение. Колеблющийся камертон испускал сильные N-лучи. В начале лета Блондло опубликовал двадцать статей, Шарпантье - тоже двадцать, и Ж. Беккерель - десять, все с описанием новых свойств и источников N-лучей. Около ста статей о N-лучах были опубликованы в Comptes Rendus в первой половине 1904 года. N-лучи поляризовали, намагничивали, гипнотизировали и мучили всеми способами, какие можно было выдумать по аналогии со светом, но все явления были способны наблюдать только французы. Ученые во всех других странах держали себя открыто скептически и смеялись над фантастическими измышлениями. Но Французская Академия увенчала работу Блондло своим признанием, присудив ему премию Лаланда в 20 000 франков и золотую медаль - "За открытие N-лучей".

В то лето мы жили в Бег-Мей, в Бретани, и я потерял связь с научными фокусами в Нанси, но в сентябре я поехал в Кембридж на собрание Британской Ассоциации Наук. После сессии некоторые из нас собрались для обсуждения вопроса: что же делать с N-лучами. Из нашей группы особенно яростно был настроен профессор Рубенс из Берлина, с которым я был тесно связан, еще будучи студентом. Он особенно возмущался, так как кайзер приказал ему приехать в Потсдам и продемонстрировать лучи. Потратив попусту две недели на попытки воспроизвести опыты французов, он был очень смущен необходимостью признаться кайзеру в своих неудачах. Он повернулся ко мне и сказал: "Профессор Вуд, а не могли бы вы теперь поехать в Нанси и проверить их эксперименты?" - "Да, да", - поддержали его все англичане, - "это - идея! Поезжайте!" Я предложил, чтобы поехал сам Рубенс, как главная жертва, но он сказал, что Блондло крайне любезно ответил на все его письма, сообщив все малейшие детали своей работы, и что будет очень неудобно, если он поедет разоблачать его. "Кроме этого, - добавил он, - вы ведь американец, а американцы умеют делать все..." Дальнейшее описание рассказа Роберта Вуда приведено здесь: www.kulichki.ru/moshkow/MEMUARY/WOOD/robertwood.txt#ch04.

Ниже я приведу краткое изложение того, как Роберт Вуд боролся со лженаукой против которой были бессильны учёные с мировым именем и которая победно завоевала французский филиал мировой науки. Вуд посетил лабораторию Брондло. Оказалось, что у этого пожилого учёного поехала крыша и им манипулировал его молодой ассистент. В процессе демонстрации опытов Вуд стащил и спрятал в карман алюминивую призму спектроскопа, которая была источником N-лучей. Профессор Брондло продолжал "видеть" то, что он мог видеть только в присутствии призмы. Дальше Р. Вуд рассказывал: "На следующее утро я послал письмо в Nature. Журнал подробно изложил мои наблюдения, опустив, однако, сообщение о двух инцидентах в конце вечера и обозначив лабораторию просто как ту, где было выполнено большинство опытов с N-лучами. La Revue Scientifique, французский полупопулярный научный журнал, опубликовал перевод моего письма и начал анкету, прося французских ученых высказать свое мнение о реальности N-лучей. В последующих номерах было напечатано до сорока писем, и только полдюжины из них защищали Блондло. Наиболее агрессивным было письмо Ле-Беля, который говорил: "Какое зрелище представляет собой французская наука, если один из ее значительных представителей измеряет положение спектральных линий, в то время как призма спектроскопа покоится в кармане его американского коллеги!"

Трагическое разоблачение в конце концов привело к сумасшествию и смерти Блондло. Он был вполне искренний и большой человек, у которого "зашел ум за разум", возможно, в результате самогипноза или чрезмерного зрительного воображения после многих лет работы с приборами в темноте. То, что сделал Вуд, против собственного желания, но с научной беспощадностью, было для него coup de grace.

Из этих фрагментов книги Вильяма Сибрука "Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории" можно видеть, что академик единной России Петрик в сравнении с Брондло, у которого честно поехала крыша, представляет собой мелко ползающую насекомую. О такой популярности в научных кругах он определённо и не мечтал.

(Продолжение следует)

Борьба со лженаукой - национальный российский вид развлечения. Часть II

В первой части (systemity.livejournal.com/131867.html) я привёл пример того, как в цивилизованном обществе борются с заблуждениями в науке и с мошенничеством с использованием науки. Старый профессор повредился умом, а его мошенник-ассистент пользовался этим обстоятельством и манипулировал несчастным профессором. Крыша у лучших представителей французской академической науки поехала вслед за крышей профессора Брондло по законам индукции. Если бы во французской Академии наук существовала Комиссия по борьбе со лженаукой, то жертвой деятельности этой комиссии стал бы не профессор Брондло и, тем более, не его мошенник-ассистент, а разоблачивший их Роберт Вуд. К счастью, такая комиссия является преимущественно объектом приложения нерастраченных запасов специфической энергии только больших российских учёных -администраторов. Эта специфическая энергия не возникла вдруг из воздуха. Она постоянно накапливалась в процессе исторического развития России и всегда была востребована. Без борьбы с врагами Россию не измерить, не понять, а тем более с коленок не поднять. Мочить в сортире любит не только верховный главнокомандующий. У каждого более мелкого начальничка есть свой маленький персональный сортирчик, который расширяется в размерах по мере его карьерного роста.

В конце 50-х годов немецкий учёный Штольп (Stolp, H.J.) обратил внимание на какие-то точки, пролетавшие в поле микроскопа с невероятной для бактерий скоростью. В итоге ему удалось обнаружить совершенно неизвестное семейство бактерий, которые паразитируют на грам-отрицательных бактериях. Они представляют собой очень мелкие бактерии виброидной (сарделеподобной) формы с длиннющими хвостами. Вращая этими хвостами, как пропеллерами, они носятся, словно сумашедшие, и стукаются о стенки бактерий, превышающих размеры микровибрионов во много раз. Затем микровибрион проникает внутрь протараненной им бактерии (также, как сперматозоид проникает в яйцеклетку) и начинает питаться её содержимым. При этом из микровибриона образуется длиннющая колбаса, внутри которой находится множество образовавшихся новых сарделек-микровибриончиков. Когда от клетки уже ничего не остаётся кроме рванного чехла (клеточной стенки), на колбасе появляется многочисленные перетяжки, она распадается на множество хвостатых вибрионов, которые весело разбегаются в поисках новой жертвы.

Открытие Штольпа было таким поразительным, настолько это было похоже на бред сумасшедшего, что ему категорически запретили заниматься микровибрионами, хотя он и работал в должности заместителя директора научно-исследовательского института. Даже много лет спустя, когда с микровибрионами стали работать во многих лабораториях мира, он лишён был права заниматься исследованиями открытых им бактерий. Встретив непонимание коллег, Штольп связался с миллионером Мортимером Старром (M.P. Starr), который занимался микробиологией, как любитель. Старр был израильским миллионером, у которого было хобби, не связанное с его способом делания денег: он увлекался микробиологией, как любитель. Преимущественно микробиологией бактерий, патогенных для растений. Старр был здоровенным мужиком с копной рыжих волос. Мы с ним познакомились в 74-м году, и у меня до сих пор болит спина от его дружеских похлопываний.

У Старра была своя рыжая голова на плечах. Он плевать хотел на мнение дирекции института, в котором работал Штольп, и субсидировал работу в области штольповской "лженауки". Штольп и Старр опубликовали в 1963 году статью, где вновь открытую бактерию назвали Bdellovibrio bacteriovorus, что в переводе с латыни означает: вибрион-пиявка, пожирающая бактерии (Stolp, H.J. and M.P. Starr. 1963. Antonie van Leeuwenhoek Journal of Microbiology and Serology 29:217–248). Примерно в это же время один из сотрудников пастеровского института получил Эрлиховскую премию. (Если кто не знает, Эрлих изобрёл сальварсан - эффективное средство против свирепствовавшего в его время сифилиса). В условиях награждения этой чрезвычайно престижной премией было записана обязательность организации награждённым публичной лекции с приглашением учёного, сделавшего уникальное открытие. В институт, в котором я работал, несколько раз приезжала на короткую стажировку старушка семидесяти с гаком лет - мадам Гелен - сотрудница пастеровского института из Парижа. Именно мадам Гелен, которая ознакомилась с работой Штольпа и Старра, предложила пригласить в Пастеровский институт Штольпа, после знакомства с которым она увлеклась этой новой группой бактерий-хищников и стала работать в этой области. (Мы сделали с Гелен совместную работу по морским микровибрионам Средиземного моря и опубликовали её в докладах французской академии наук: L.Andreev, M.Bobyk, A.Guelin. C.r. Acad. Sci.,Paris, 1979, t.288 S.D., p.173-175).

Благодаря Гелен, о Штольпе узнали в престижных микробиологических кругах и вопрос о "лженауке" был снят с повестки дня мировой научной общественности. В настоящее время с бделловибрионами работает множество учёных во многих лабораториях мира. Руководство института, в котором работал Штольп, может быть в душе и называло исследования Штольпа лженаукой, но, к счастью, ни в Германии, ни в институте, о котором идёт речь, не было Комиссии по борьбе со лженаукой. Единственное, что смогла сделать дирекция института - это лишить Штольпа финансирования, но не смогла его даже лишить должности заместителя директора. Таким образом, исключительно благодаря отсутствию Комиссии по борьбе со лженаукой было сделано одно из самых значительных за последнюю половину столетия открытий в области бактериологии.

В науке сплошь и рядом бывает так, что проще написать несколько томов обоснований нежели ответить на простой вопрос: "Зачем?". Я думаю, что если прямо в лоб спросить у членов Комиссии по борьбе со лженаукой зачем с ней нужно бороться, то ничего вразумительного на этот короткий вопрос ответить они не смогут. Точно также, как руководители партии и правительства не смогли бы в своё время в двух словах объяснить зачем нужно, не покладая рук, бороться с космополитизмом, с Иванами, не помнящими родства, зачем нужно было бороться с кулаками и т.д. НАДА! То-то нонче в ЖЖ друзей называют френдами, а нежелательных пришельцев не запрещают, а банют, то-то последние пол столетия большую часть продуктов питания, как для людей, так и для скота, завозят из дальнего и ближнего зарубежья.

У писателя Вересаева есть рассказ о том, как врачу пожаловалась мать маленького мальчика, который вконец извел её своими вопросами. Обо всём, что попадалось ему на глаза, он тут же спрашивал "Почему?" Врач посоветовал женщине на первый же вопрос, который задаст сын, ответить ему: "Потому что перпендикуляр!" Женщина так и поступила. Сын вылупил на неё глаза, пытался произнести незнакомое слово - пер-пер-ди... - и замолк. После этого случая он совершенно перестал задавать матери вопросы. Прошло некоторое время и однажды в связи с чем-то мать задала сыну вопрос "Почему?" Сын ответил, но мать не удовлетворилась ответом и задала новый вопрос. Так повторилось несколько раз, после чего сын сказал с расстановкой: "Потому что пер-пен-ди-ку-ляр!" Если бы Комиссии по борьбе со лженаукой вызвала меня на допрос и члены комиссии спросили бы меня: "Почему вы считаете, что современная классическая наука неспособна исследовать природные самоорганизующиеся системы?", я бы им ответил без излишнего кокетства: "Потому что пер-пен-ди-куляр!"

И тогда он сказал: "Гедонисты, вперёд!"

Я люблю Америку так, как никогда не сумею описать, потому что для этого у меня не найдётся слов достаточной выразительности. Америка меня родила заново. Оказалось, что, когда я был совсем маленьким, я уже тогда думал-мечтал об Америке. А когда я приехал в Америку, я понял, что приехал к себе домой. По этой причине я не могу позволить себе жаловаться на Америку за то, что здесь невозможно купить курдючную баранину, жир которой на углях костра превращается в драгоценное кулинарное изделие практически без участия кулинара, настоящий кавказский хлеб с умопомрачительным запахом - тэндир-чурек или шотис-пури, джонжоли или сыр мотал. Жаловаться на благодетельницу просто неприлично, но тихо помечтать, сидя напротив компьютера и вытянув ноги в тапочках, вполне допустимо. Так я периодически мечтаю о настоящем бакинском пити, об азербайджанском плове с каштанами, о лоби, которое весь день томилось на костре с грецкими орехами и киндзой в глинянном кувшине, или о чём-то таком же поэтическом и неземном. Не помню в какой песне поётся: "И тогда он сказал: "Гедонисты, вперёд!" В этой песне поётся про меня.

Знакомый хирург рассказал моей маме такую историю. К нему пришла со слезами на глазах жена человека, которому он удалил пищевод, пораженный метастазами. Муж этой женщины какое-то время питался жидкими кашами и супами, заливая их через воронку в фистулу, а потом стал через эту самую воронку напиваться. Он откупоривал четвертушку, наливал в желудок водку без закуски и ходил пьяным. Хирург вызвал его и стал укорять, рассказывая, сколько часов он простоял у операционного стола, спасая его жизнь. Хирург всё более увлекался описанием тяжести своего врачебного подвига, но его бывший пациент грубо его оборвал словами: "Такую жизнь не надо было спасать!" Больного человека понять можно, но всё же грубить человеку, спасшему тебе жизнь, тоже нельзя по законам общечеловеческой морали. Но ведь человек же прав на все 100%. Регулярно подмываться и чистить зубы для кого-то может быть и жизнь, но для пациента хирурга, впрочем, как и для меня такая жизнь не стоит и гроша медного. Нужно что-то такое, поглядев на что или попробовав что, можно сказать: "Да, ради этого стоит жить!" Я не грублю Америке. Я просто тихо сижу, мечтаю, никого не укоряю, реанимирую вкусовые пупырышки. Вот сегодня с утра я мечтал о сыре "мотал".

В конце 70-х годов я оказал любезность одному человеку, который приехал ко мне в лабораторию из Баку по рекомендации моего близкого друга. Для меня оказанная мною любезность была сущим пустяком, но для бакинца это было солидным куском его кандидатской диссертации. С этого момента он пользовался всеми возможностями для того, чтобы напомнить мне, что я плохо поступаю, отказываясь от приглашения съездить с ним в Гянджу на несколько дней. В Гяндже у его родных был большой дом, а я до этого в Гяндже никогда не был, хотя мой папа родился в этом городе, а мой дед до революции вёл там большую общественно-политическую работу. Лицо у кандидата химических наук, которого я "крестил", принимало такой печальный образ, а его черные глаза так увлажнялись, когда он уговаривал меня погостить в его родном городе, что мне в конце концов стало неудобно ему отказывать, и в очередной, приезд в Баку я согласился с ним съездить в Гянджу.

Несколько дней я прожил в доме его родственников. В это время из родственников там находилась только очень улыбчивая старушка, которая говорила со мной по-азербайджански. Большую часть слов я понимал, но отвечал по-русски, а мой "крестник" ей переводил. После того, как мы сердечно поздоровались со старушкой, она меня сразу же спросила, что я хотел бы из необычного покушать. Я, не задумываясь, сразу же назвал сюзьму из буйволинного молока и сыр мотал. На широком полном лице старушки прошла волна удовлетворения тем, что она видит перед собою образованного человека, а не русского чучмека из Москвы. Она сразу же сменила улыбчивое выражение лица на весьма озабоченное и стала что-то очень подробно объяснять своему внуку (или племяннику?). Как я понял, она объясняла ему где и у кого персонально нужно будет купить то, чем дорогой гость просил его угостить. Таким образом, сразу же по приезде мы отправились на базар.

Впервые сюзьму из буйволинного молока я съел в Манглиси в 1947 году. Это было очень давно, но правда. В реке Алгетка целыми днями валялись буйволицы, которые вечером давали молоко, а утром мы покупали мацони из этого молока. Сюзьму кушали вечером. Сюзьма готовится так. В кусок бязи наливается мацони, четыре конца подбираются и подвязываются, получается мешочек, который подвешивается. Из мешочка выкапывается сыворотка, остаётся густая творожная масса, которую подсаливают и кушают со свежим хлебом. Я кушал сюзьму с хлебом и грушами, которые называются гулаби и из которых при малейшем прикосновении сочится такой сок, что... Короче, если какой-нибудь поэт смог бы описать вкус гулаби так, чтобы каждый знаток без названия понял бы, о чём идёт речь, то я бы лично такому поэту присудил бы нобелевскую премию по литературе из своего кармана. К сожалению, моего мнения никто не спрашивает и карман мой не очень полон.

Что же касается сыра "мотал", то описать его невозможно, даже если посулить за правильное описание нобелевскую премию. Есть такое выражение "как вспомню, так вздрогну". Это как раз про мотал и про некоторые моталоподобные ценности, созданные гением человека: особые сорта коньяка и вин, турецкий суджук (особенно такой, какой делают в турецких деревнях в Болгарии), ховатская сливовица, итальянская граппа и грузинская чача, сделанная природными самородками, умеющими виноградные шкурки и косточки превратить в духи с уникальным ароматом, правильно засоленная дикая черемша, мастерски приготовленная риба-фиш и многое, многое другое. Ни один врач вам не расскажет простой секрет сохранения здравого ума и избежания старческой деменции. Секрет же очень прост. Для того, чтобы возникали новые нейроны в мозгу, нужно помнить фигуры всех красивых женщин, встреченных на жизненном пути, и вкус всех уникальных блюд, которые довелось попробовать.

Когда мне было несколько лет, мы были в гостях у моего дяди. Там мне мама дала впервые попробовать маслину. Я её тутже выплюнул. Дядя обычно немного еды со стола заворачивал родственникам домой. На следующий день я увидел дома маслины с дядиного стола и съел сразу несколько штук. За свою жизнь я съел многие тонны маслин, но вкус тех маслин я помню до сих пор. Не только вкус, но и запах. Мой дядя разбирался во всём в жизни, тем более, в маслинах. Как я запомнил из разговора взрослых, покупал дядя маслины в течение многих лет только у одной и той же гречанки. На вид маслины были сухие, сморщенные, по размерам не сильно отличались от косточки. Но, боже ж мой, до чего это были вкусные маслины, до чего вкус этих маслин пробирал человека с головы до ног. Это невозможно рассказать. Как-то в Тбилиси мы с бабушкой так оголодали, гуляя по городу, что, не доходя буквально нескольких минут до дома, решили зайти покушать в маленький духан недалеко от площади Руставели. Вкус изумительного чахохбили, который нам подали, я помню до сегодняшнего дня. Я много раз готовил чахохбили в своей жизни. Но такого у меня никогда не получалось. Такого ярко-красного цвета, такой особо густой консистенции, перца такого изумительного вкуса...

Когда мы с моим "крестником" пришли на базар, то он доставил мне дополнительное удовольствие. Насколько я понял, бабушка ему точно сказала, у кого он должен купить мотал, но он водил меня от продавца к продавцу и я у каждого пробовал несколько крупинок мотала. Мотал - это оригинальный рассольный овечий сыр, относящийся к бурдючным, отсюда и его название: по-азербайджански "мотал" это сосуд из шкуры животного. В отличие от других сыров он не имеет ни формы, ни размера, в виде сплошной массы выпускается в продажу в бочках (возможна упаковка в глиняную посуду и в бурдюки). Для приготовления мотала посоленные головки сыра плотно набивают в бурдюки - овчины двух- и трехлетних баранов грубошерстной породы. Концы овчин завязывают, и в бурдюках сыр созревает в рассоле 3-3,5 месяца. В бурдюк обычно добавляют горный тимьян. Вкус мотала остросоленый (4-5% соли), белое или слабо-желтое тесто мотала мажущейся консистенции неоднородное, мотал представляет собой крупинки различной величины. Жирность сыра 30 или 40%, влажность 50%. Но основная особенность мотала - это запах. Запах мотала невероятный, запоминающийся на всю жизнь. Ну а вкус мотала - это что-то фантастическое. Он терпкий, продирающий насквозь. Мотал, нанесённых на свежий чурек с маслом, способен осчастливить любого самого взыскательного гурмана. На гянджинском рынке продавцы раскрывали передо мной бурдюки, я доставал прилипшие к шерсти комочки мотала, отправлял их в рот и закатывал при этом глаза не для того, чтобы изобразить из себя знатока, а просто потому, что глаза сами по себе закатывались.

Вот так я, мирно сидя за компьютером, вспоминал счастливые минуты, проведённые наедине с моталом, и заодно интересовался, что пишут про мотал компетентные люди. Прежде всего мне попалась на глаза статья "Да здравствует азербайджанский "мотал"!, написанная бывшим бакинцем, а ныне гражданином США: www.kultura.az/articles.php. Потом я обратил внимание на ссылки с одинаковым текстом, где утверждалось, что называть мотал азербайджанским сыром - это "азеротюрклярский бараноидальный бред больных баранойей, написанный с целью дискредитации армянской кулинарии"(forum.hayastan.com/index.php) и что на самом деле мотал - это арямянский козий или овечий сыр (www.langet.ru/html/m/motal.html). На других сайтах присутствовали самые изощрённые оскорбления в отношении людей, которые могли подумать, что мотал придумали не армяне. Ну что я должен был сказать в этом случае?

Я очень уважаю армян. Я уверен, что армяне вместе с евреями лидируют по относительному числу талантов в самых различных областях человеческой активности. В детстве моими друзьями были в основном армяне. Поэтому я сам себе сказал: "Дорогие братья-армяне, решившие стать посмешищем, подавитесь вы своим моталом. Ведь дело не в том, армянский, азербайджанский или иранский сыр мотал! А дело в том, что предки наших предков оказались такими умными и сноровистыми, что раскрыли секрет приготовления этого уникального сыра божественного вкуса, которым мы все - люди самых различных национальностей - наслаждаемся по сей день."

Эти оскорбления, которые выглядели хуже богохульства рядом с небесной красотой мотала (имея, конечно, ввиду его вкус) очень меня расстроили и испортили мне всё удовольствие от воспоминаний, хотя я прекрасно понимаю, что среди людей любой национальности можно обнаружить достаточное число идиотов. Я подумал, что донельзя глупо толкаться и обзываться, пытаясь присвоить себе первенство в изобретении широко распространённых на Кавказе блюд. С этими мыслями я собирался слезть с компьютера, но вдруг внимание моё привлёк комментарий очень хорошего, умного человека с никнеймом Farroukh (forum.hayastan.com/index.php). Умную, профессионально написанную статью о кулинарии Закавказья я здесь привожу. Огромное спасибо этому человеку.

Кулинарии Закавказья как объект исследования

Размежевание закавказских кулинарий по национальным признакам затруднено, поскольку целый ряд блюд приобрёл распространение по всему региону. Например, плов, который под именем палав известен у армян, шилаплави – у восточных грузин, хотя его происхождение и особенности технологии указывают на определённый тюркско-иранский источник, что позволяет отнести его к ассортименту азербайджанской кухни. Гораздо сложнее обстоит дело с такими распространёнными блюдами, как пити, кята и др. Определить в этом случае принадлежность блюда не помогает ни анализ его названия, ни факт распространенности среди того или иного народа.

Несмотря на ряд общих для Закавказья блюд, нельзя говорить о существовании единой закавказской кухни. Совершенно определённо можно утверждать, что народы Закавказья обладают каждый своей собственной национальной кулинарией. Поэтому мы, подчеркивая общие черты, рассмотрим всё же каждую из них отдельно.

Грузинская кулинария. В области использования подавляющего большинства продуктов и технологии грузинской кухне присущи свои особенности. В грузинской кухне ни один из видов мяса не имеет преобладающего значения. Грузинские мясные блюда могут быть сделаны из свинины (мужужи), из баранины (чанахи), из говядины (харчо) и из домашней птицы (чахохбили). По сравнению с мясом рыбные блюда занимают в Грузии сравнительно скромное место, да и то лишь в отдельных районах, расположенных вблизи рек.

Формирование постного стола в грузинской кухне пошло по линии разработки овощных и фруктовых блюд. Большинство их готовят из фасоли, баклажанов, капусты, свеклы, помидоров. Наряду с огородными овощами в большом употреблении и дикие травы – крапива, мальва и др., а также молодая ботва огородных культур – свеклы, цветной капусты. Овощные блюда грузинской кухни могут быть сырыми, типа салатов, но чаще всего они варёные, печёные, жареные, тушёные, маринованные или солёные.

Большое место в грузинской кухне занимают орехи – лещина, фундук, буковые орешки, миндаль, но чаще всего грецкие орехи. Это специфическое сырьё – неизменный компонент различных приправ и соусов. Орехи идут в мясные супы и в кондитерские изделия, в холодные салаты и в горячие вторые блюда. Без них немыслим грузинский стол.

Огромное значение в грузинской кухне приобрели пряные травы – кинза, эстрагон, базилик, чабер, порей, зеленый лук, отчасти мята. Другой отличительной чертой грузинского стола является частое и обильное употребление сыров рассольного типа.

Специфичны применяемые грузинами для жарения и запекания кеци – глиняные и каменные сковородки. Другой, внешне менее привлекающей внимание, но зато более существенной и подлинно национальной особенностью грузинской кулинарии является использование специальных приёмов для создания разнообразных блюд: использование кислой, кисло-жирной и кисло-яичной среды для создания своеобразного вкуса и консистенции грузинских супов и применение соусов для обогащения ассортимента вторых блюд. Грузинские супы почти лишены овощной гущи, но их консистенция намного плотнее других супов, что достигается введением в них яичных желтков или целых яиц.

Армянская кулинария. Традиционность и преемственность армянской кулинарии проявляются весьма в использовании старинной кухонной техники, технологии приготовления блюд, составе пищевого сырья. Названия многих блюд армянской кухни связаны не с составом продуктов, а с названием посуды, в которой их приготовляют. Таковы, например, путук, кчуч и др. – всё это виды глиняной посуды и одновременно названия супов и вторых блюд.

Что касается технологии приготовления армянских блюд, то она, как правило, сложна и трудоёмка и построена на фаршировании, взбивании, приготовлении пюре- и суфлеобразных масс, требующих больших затрат времени и труда. Другой характерной особенностью технологии армянской кухни является раздельность операций с последующим объединением разных частей блюд, многократная смена операций.

Обе эти черты ярко проявляются при приготовлении армянских кондитерских изделий. Так, трудоёмок процесс раскатки многослойного теста, длительно и трудоёмко приготовление сладостей из фруктов и орехов. Технологические приёмы получения сладостей отличаются сменой многих операций. Основная цель этих технологических приёмов состоит в создании облагороженного продукта (блюда), вкус которого в результате длительной и сложной обработки и внесения массы дополнительных компонентов значительно обогащается.

Армянское пищевое сырьё целиком связано с природными условиями армянских нагорий. В армянской кулинарии можно встретить чрезвычайно редкое для других кухонь сочетание различных видов мясного сырья в одном блюде. Например, арганак сочетает куриное и оленье мясо, которое варят в курином бульоне.

Овощной рацион дополняется и дикорастущими травами (их около трёхсот!) и пряностями, из которых излюбленными являются чёрный перец, кинза, мята, эстрагон, базилик, чабрец, чеснок и лук.
Эта гамма пряностей несколько отличается от грузинской и азербайджанской по соотношению применяемых компонентов – лук применяется постоянно и в значительных количествах, чеснок – умереннее, причем больше в маринованном, а не в свежем виде.

Подавляющее большинство армянских блюд готовят на топлёном масле, приготовляемом из овечьего мацуна и передаёт характерный кисловатый привкус и аромат самому блюду.
На вкусовые качества блюд армянской кухни значительный отпечаток накладывают сложные виды тепловой обработки блюд из мяса, птицы и овощей. Мясо может быть последовательно подвергнуто обжариванию, отвариванию и тушению. Также для армянской кухни весьма характерно повышенное употребление соли – даже в кондитерских изделиях (назук).

Азербайджанская кулинария. Своеобразие азербайджанской кухни заключается в том, что, обладая некоторыми сходными чертами с другими закавказскими кухнями, она создала на этой базе несколько иное меню и вкусовую гамму. Азербайджанские блюда имеют тюркские и иранские названия, но по существу и особенностям приготовления гораздо ближе к иранской кухне, чем к кухне центральноазиатских тюрков.

Тот факт, что Азербайджан распадался почти на полтора десятка феодальных княжеств, способствовал закреплению некоторых региональных особенностей в азербайджанской кухне.
В Талыше местной особенностью является приготовление фаршированной фруктами дичи или домашней птицы на открытом огне (лаванги), а также запечённой рыбы с орехово-фруктовой начинкой; в приграничных Дагестану районах главным блюдом является мясо-тестяной хинкал. В крупных городах – Баку, Шемахе, Гяндже – традиционно приготовление мясо-тестяных и пирожковых изделий – дюшбары, кутабов, а также сладостей – шакербура, пахлавы.

Отбор пищевого сырья, сделанный азербайджанской кулинарией за многовековую историю, отличается некоторыми существенными деталями от грузинского и армянского. Основным мясом в азербайджанской кухне является баранина, причем предпочитается мясо молодых ягнят. Наряду с бараниной применяется и телятина. Мясо приготовляют обычно с кислыми фруктами – кизилом, алычой и гранатами, причем кизил чаще сочетают с телятиной, алычу – с бараниной, а гранатовый сок – с дичью.

Гораздо большее, чем в других закавказских кухнях, место занимает в азербайджанской кухне рыба. Так, рыбу гриллируют на открытом огне мангала, сочетают с фруктами и орехами (миндалём), запекают в тандыре и коптят. Особым является приготовление рыбы по методу паровой бани (не путать с водяной). Это в значительной степени связано с тем, что в азербайджанской кухне традиционна красная рыба (осётр, кутум), которая благодаря своим достоинствам даёт возможность использовать указанную технологию.

Овощи, фрукты и особенно пряная зелень применяются в рационе столь же широко и порой даже шире, чем в армянской и грузинской кухнях, но большей частью в свежем, а не в отварном или жареном виде. Если же их готовят с мясом или яйцами, то на долю зелени приходится порой чуть не более половины объёма блюда (аджабсанда). Мясо при этом сильно разваривается, поэтому мясо-овощные блюда часто представляют собой зеленую кашу с мясной подливкой (сабзи говурма).

Среди овощей в современной азербайджанской кухне часто можно встретить картофель, использование которого началось в годы Советской власти. До этого его место занимали каштаны. Именно с каштанами лучше всего сочетаются азербайджанские кислые естественные (фруктовые) приправы к мясу – гора (незрелый виноград), абгора (сок незрелого винограда после непродолжительного брожения), нар или наршараб (гранат и его сгущённый сок), сумах (барбарис). Вот почему для получения традиционной азербайджанской вкусовой гаммы лучше использовать в мясные и мясо-овощные блюда каштаны, а не картофель.

Для традиционной азербайджанской кухни характерно употребление исключительно надземных овощей. Корнеплоды – свекла, морковь, редька не употребляются. Зато в почёте пряные, ароматические и нейтральные травы, зеленые овощи (артишоки, спаржа, дербентская салатная капуста с мелкими кочанами конической формы, нут, зелёёная фасоль). Фруктам и орехам (каштанам, фундуку, миндалю, лещине, грецкому ореху) также отдаётся предпочтение, и они употребляются наравне с овощами. Фрукты в азербайджанской кухне жарят на сливочном масле, особенно кайсу (курагу), алычу, персики.

Зеленый лук в азербайджанской кухне применяется чаще, чем репчатый, и в очень больших количествах как закуска ко всем жареным мясным блюдам. Точно так же используется чеснок, местные сорта которого не обладают особой остротой и идут в пищу вместе с зеленым пером. Из других пряных трав чаще всего встречаются кресс (луговой и горный), лук-порей, зелень петрушки, эстрагон, кудрявая и яблочная мята, мелисса, кориандр (кинза), немного реже – чабрец.

В то же время использование классических пряностей в азербайджанской кухне относительно ограничено: для мясных, рыбных и овощных блюд используется чёрный перец, для сладких и кондитерских – корица, кардамон, для пловов, рыбы и шербетов – шафран. Именно шафран, столь почитавшийся в древней Мидии и Персии, считается азербайджанской национальной пряностью. Красный перец и вообще жгучие пряные сочетания малоупотребляемы в азербайджанской кухне, за исключением районов, прилегающих к Грузии и Дагестану.

Из ароматических растений в пищу используются лепестки розы, что, как и применение каштанов, отличает азербайджанскую кухню от соседних закавказских. На розах настаивают сиропы, варят из них варенье, употребляют розовое масло в шербеты.

Основной особенностью азербайджанской кухни следует считать сочетание нейтральных по вкусу пресноватых пищевых продуктов, например отварного риса, каштанов, непосоленного молодого мяса, яиц или рыбы, с кислыми растительными и молочными продуктами – в результате получается, с одной стороны, контраст пресного и кислого, с другой – смягчение резко кислого вкуса до умеренно кисловатого. Это подтверждается такими блюдами, как довга, применением граната и алычи в мясных и рыбных блюдах и даже приготовлением из абрикосов и персиков не урюка, как в Центральной Азии, а преимущественно кайсы (кураги), отличающейся кисловатым привкусом.

Имеет свои особенности и азербайджанский плов – парадное национальное блюдо. В отличие от узбекского и таджикского он относится к иранскому, а не к центральноазиатскому типу. Рис для плова готовят и подают отдельно от остальных компонентов (мяса или фруктов, в совокупности называемых гара), не смешивая с ними даже на блюде во время еды. Подача и еда азербайджанских пловов также имеет свои традиции. Рис никогда не подают совершенно горячим, а настолько тёплым, чтобы масло в нем не остыло. Одновременно на отдельном блюде подают мясную или мясо-фруктовую часть плова и отдельно зелень. Таким образом, азербайджанские пловы состоят из трёх отдельных частей, составляющих в совокупности одно блюдо. Те пловы, мясная часть которых заменяется яичной, подают к столу иначе – вначале на блюдо ровным слоем кладут рис, на него яично-растительную приправу. Зелень не нарезают, а подают всегда целиком и каждую веточку в отдельности.

Десерт всегда чрезвычайно разнообразен и состоит помимо мелкоколотого сахара из различных варений, шербетов, халвы и печений, которые подают к заключительному блюду – чаю.

В Азербайджане чай пьют помногу и не только в обед, но и вне обеда или любого другого приема пищи. Пьют только черный байховый чай, довольно крепкий, причём, как и в Иране, используют для питья не фарфоровую посуду (пиалы или чашки как в Центральной Азии), а специальные стаканы грушевидной формы – так называемые армуды.

Показательно ограниченное употребление соли в азербайджанской кухне. Азербайджанцы даже мясо предпочитают малосолёное либо ему придают кисловатый вкус с помощью фруктовых соков – граната, алычи, наршараба.

Азу по-татарски

В Волгограде я сидел в столовой и ел борщ. За соседним столом появилась пара: высокая беременная девушка и парень, бережно поддерживающий её под руку. Парень спрашивает у девушки, что ей принести из еды. Девушка отвечает, что она ничего не хочет. Он начинает её уговаривать:
- Ну что же это такое, ей-Богу! Ты же со вчерашнего вечера так ничего и не поела!
- Не хочу я, понимаешь! Не хочу! Ты возьми себе поесть, а я посижу.
- Я без тебя кушать не буду. Ну съешь хоть пол тарелки супчика.
- Не хочу я, понимаешь. Тошнит меня. Отцепись ты от меня с этой едой. То-о-шнит понимаешь!
- Ну хорошо, давай посидим немного. Если ты не захочешь есть, я что-то возьму себе.

Через некоторое время в столовой появляется лилипут ростом метр десять - метр двадцать. В каждой руке у него по толстой книге. Он направляется прямиком к столу, где сидит пара, хотя рядом есть пустые столы. Видимо это - его место. Место, где он привык сидеть. Он кладёт книги на стул - одну на другую - и идёт за едой. Возвращается с тарелкой второго, ни на кого не глядя, кладёт тарелку на стол, взбирается на стул и, сидя на книгах, быстро и с видимым удовольствием начинает есть. Поев, лилипут слезает со стульев, забирает книги и уходит.

Через пару минут парень опят начинает канючить:
- Понимаешь, нельзя же ничего вообще не есть! Ты же должна не только о себе думать.
Девушка говорит:
- Хорошо, принеси мне тарелку второго и компот.
- Какого второго?
- Ну, то, что этот парень ел.
- А что он ел, я не видел.
Тут я встреваю в разговор:
- Это азу по-татарски.
Я вчера в этой столовой ел азу по-татарски, поэтому узнал сразу.

Парень приносит поднос с едой. Девушка начинает с аппетитом есть.

Египетский орденоносец

В 1970 году мне выделили деньги на покупку чешского газового хроматографа. Хроматограф - это прибор для разделения сложных смесей веществ с последующим анализом разделённых компонентов. Запустить прибор должен был специалист по фамилии Гец, который должен был приехать из Чехословакии. Для работы прибора был необходим баллон со сжатым водородом, который должны были привезти в понедельник, а чех неожиданно нагрянул на два дня раньше, о чём меня предупредили телефонным звонком за 3 часа до его приезда.

Поскольку в СССР Норма с Патологией были однояйцовыми близнецами, то мне пришлось решать ряд очень трудных задач: необходимо было пристроить чеха в гостинницу до понедельника, пока не привезут водород, хотя никого из начальства на работе не было. Поскольку я имел допуск к секретной работе, меня предупредили, что чеха водить домой нельзя и оставлять его одного на работе тоже нельзя. В субботу столовая не функционировала, и чем мне кормить чеха, которого нельзя водить домой, я себе не представлял.

Вскоре после знакомства выяснилось, что чеху недавно сделали операцию и он на диете. Единственное съедобное, которое было у меня на работе, это - пол ведра эфиопского кофе "харрар" очень высокого качества. Я спросил у чеха может ли он пить кофе, не повредит ли это ему. Чех сказал, что не повредит, поскольку в Чехословакии кофе очень дорогй. Я мог бы рассказать много смешного про то, как я решал проблемы с кормлением, жильём и развлечением чеха. Мы с ним практически двое суток непрерывно пили кофе, который в Чехословакии стоил очень дорого, и от нечего делать чех рассказывал мне истории о своих зарубежных поездках.

Об этих историях можно было бы написать целую книгу. Чех был мужиком очень интересным. Он обожал торговаться и был к тому же по-видимому редким жлобом. Не знаю, чем я его расположил, но он был со мной очень откровенным. Последняя его полугодовая командировка была в Египет. Он с восторгом рассказывал о том, как умело и красиво торгуют египтяне. В Каире он заказал дублёнку для своей жены, которую ему обещали сшить в течение двух недель. Он торговался с хозяином мастерской до потери пульса и выторговал дублёнку практически за бесценок. Он видел, что хозяин получает огромное удовольствие от отчаянной торговли Геца. Он рассказывал, что работники советского посольства платили за сигареты столько, сколько им говорил продавец, за что продавцы этих работников откровенно презирали.

Через несколько дней после того, как Гец выторговал совершенно смехотворную цену за дублёнку, ему показалось, что он смог бы ещё немного сэкономить. Он приехал в пошивочную мастерскую и сказал хозяину, что решил отказаться от заказа. Когда хозяин спросил его о причине такого решения, Гец сказал, что ездил на днях в Александрию и выяснил, что там могут сшить дублёнку заметно дешевле. Хозяин что-то прикинул в уме и сказал чеху: "Если в Александрии могут сшить дешевле, то и в Каире смогут". Поскольку мы двое суток пили кофе, которое в Чехословакии очень дорогое и которое у Геца уже практически шло из ушей, то чех при желании не смог бы уснуть и непрерывно рассказывал мне всякие занятные истории. Над одной из рассказанных им историй я хохотал, как помешанный.

Один из научных институтов Каира приобрёл чешский хроматограф и Геца пригласили не только запустить прибор в действие, но и прочесть краткий курс лекций по хроматографии. Геца встретили у здания института и провели в кабинет директора. Директор - человек с орлиным профилем и импозантной седой шевелюрой был в очень дорогом костюме. Вся грудь директора была увешана орденами, полученными им от Насера за развитие египетской науки. Об этом директор охотно рассказал Гецу в первые пол часа общения, подробно описывая за какую работу получен каждый из его орденов. Хроматограф предполагалось установить прямо в кабинете директора рядом с его письменным столом.

В течение недели Гец ежедневно выступал перед работниками института, рассказывая основы теории хроматографии и техники работы на газовых хроматографах. Общался он на английском, и сотрудники тщательно все конспектировали. Поскольку они записывали каждое сказанное им слово и записывали справо налево, то на Геца по его словам сильное впечатление произвела скорость, с которой они переводили его анлийский на арабский язык. Наконец, Гец приступил к запуску прибора. Директор, который по-прежнему блистал своими орденами, общался с Гецем тет-а-тет, никого не допуская в свой кабинет. Он попросил Геца в сжатой форме повторить его лекции, а затем достал кусочек мела и попросил Геца написать на панели прибора порядок включения и выключения кнопок и тублеров. Через некоторое время весь прибор был исписан мелом. С Гецом сердечно попрощались, выплатили ему полагающиеся деньги и он отправился в Александрию, где его ждали в другом научном институте.

Едва он приехал в Александрию и разместился в гостиннице к нему в номер постучался человек, который оказался научным сотрудником каирского института. Оказалось, что директор-орденоносец слегка задумался и задом стёр всё, что по его просьбе Гец написал мелом на панели хроматографа. Теперь директор просил Геца вернуться в Каир и обещал оплатить работу по двойному тарифу.

Followers