Рассказы

Friday, October 1, 2010

Задачка из области социо-психологии

Давайте решим простую задачку.

Вещь Х, которая не стоит и двух долларов, продают за десять долларов с 60%-ной скидкой.
Публика по разному реагирует на этот ход продавца.
Категория А.
Купит. Знает, что вещь стоит не более 2 долларов, но ничего не может с собой поделать: скидка в 60% отправляет человека в ступор.
Категория В.
Купит. Не знает, что вещь стоит не более 2 долларов. Не понимает, что покупает её в два раза дороже, чем она стоит на самом деле. Вещь ему не очень-то и нужна, но он рад купить товар с такой огромной скидкой.
Категория С.
Не купит. Знает, что вещь стоит не более 2 долларов. Понимает, что продавец пытается его обмануть.
Категория D.
Не купит. Не знает, что вещь стоит не более 2 долларов, но не нуждается в этой вещи. Скидка сама по себе не играет для него никакой роли.

Вопрос: почему большинство диктаторов начинало свою карьеру в качестве социалистов?

Ответ: Для того, чтобы завоевать доверие людей категории А и В, поскольку люди категории С и D на дешёвые маркетинговые эффекты не реагируют. Люди категории С и D, к сожалению, начинают проявлять социальную активность только тогда, когда их в ультимативном порядке заставляют покупать вещь Х.

Люди категории А и В называются "левые". Люди категории С и D называются "правые". "Левые" защищают право людей (включая, разумеется, самих себя) покупать товар Х с большой скидкой даже тогда, когда скидка - не что иное, как примитивный обман. "Правые" защищают своё право посылать продавца туда, откуда он вышел на свет божий.

Wednesday, September 29, 2010

Доски будем строгать, но струганной стороной класть вниз

Я давно подозревал, что у нас есть что-то общее с Вольтером. Я, как офицеры придерживаются воинской присяги, всегда строго придерживался многого из высказанного им, например, "я - горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником" или "торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет". Могу также сказать, переиначивая слова Вольтера, "я не верю в Бога, но буду до потери пульса защищать право людей верить в то, во что им верится". И когда верующий человек искренне желает, чтобы на меня снизошла Божья благодать, то мне это необыкновенно приятно слышать.

Словом я не верю ни в жизнь после смерти, ни в перевоплощения и прочую с моей точки зрения антисоветчину. За одним исключением. Мне всегда казалось, что в предыдущей жизни я был греком. Стоит мне услышать звуки бузуки, моя душа отлетает в облака и там дёргается в такт музыке. Греческие песни я люблю до потери сознательности. Когда мы были в Греции и на Кипре, я танцевал везде, где можно было. Танцевал пока не закрывали заведение, танцевал на симпозиумах в ресторанах, везде, где играла греческая музыка. Танцевал под музыку сумасшедшего темпа, но могу танцевать, еле двигаясь. Я понимаю, что это - эклектика, но ничего с собой поделать не могу: абсолютно не верю в предшествующую жизнь, но абсолютно верю в то, что в предшествующей жизни был греком. Всё в точном соответствии со старым еврейским анекдотом: "Доски будем стругать, но струганной стороной класть вниз." (Евреи строили баню и заспорили. Одни говорили, что если доски, предназначенные для пола, стругать, то можно поскользнуться и разбить себе голову, а другие говорили, что нужно обязательно стругать, иначе можно занозить подошвы. Пошли к раввину, который, подумав, сказал:"Доски будем стругать, но...").

Гуляем мы с женой в Вальпараисо (Чили) по набережной. Вдруг видим киоск, где определяют кем был человек в предыдущей жизни. Я подхожу, плачу и получаю ответ: ГРЕК!!!

Где ты, тайский дедушка?!

Когда мы жили в Калифорнии, то часто ездили обедать в соседний город San Mateo. Там на Четвёртой Эвенью был такой узкий огрызочек на 6 столиков, который был де факто тайским ресторанчиком. Обслуживал клиентов и руководил ресторанчиком пожилой улыбчивый дядечка, которого мы с женой называли "тайский дедушка". Там был небогатый ассортимент блюд: куриный сэтэй, говяжий сэтэй и т.д. Любое блюдо стоило 6 долларов. В те аремена мы были людьми очень богатыми. Могли, не думая о деньгах, посещать любые заведения, но к тайскому ресторанчику и тайскому дедушке мы прикипели душой. Он нам рассказал, что приехал подзаработать денег и скоро собирается вернуться в Таиланд.

По моей просьбе тайский дедушка приносил блюдечко с мелконарезанным зелёным перчиком толщиной с пару спичек, помещённым в смесь оливкового масла со слабым уксусом. Морально неустойчивый человек от этого перчика мог получить опущение матки, а для меня это был настоящий праздник. Хотя у нас в магазинах полно всяких душедробительных перцев, но такая композиция, какую подавал к блюдам тайский дедушка, у меня никогда не получалась. Получалось просто жалкое подобие, а дедушкин перец был неподражаем.

Мы питались в двух ресторанах в San Mateo: в иранском "Зибас Кабоб", с хозяйкой которого у нас были почти что родственные отношения, и ресторанчике тайского дедушки. Люди, даже очень умные люди, не всегда с полуслова понимают ценность подарков, которые им преподносит жизнь. Людям, даже очень умным людям, нужен контраст для того, оценить красоту. Так и мы: нам очень нравился ресторан тайского дедушки, но мы не понимали, что в узеньком, как шланг, коридорчике тайский дедушка без претензий на рукоплескания демонстрирует нам изумительную красоту тайской кухни.

Вскоре мы переехали в Аризону и стали испытывать ностальгию по кулинарным изделиям тайского дедушки. Поэтому, увидев в Финиксе тайский ресторан, мы тутже направились обедать, хотя и не были голодными. Это был большой ресторан, оформленный с большим шиком, но мы не доели заказанное. Это был эрзац тайской кухни, рассчитанный на вкус любителей гамбургеров. Долгое время мы проходили мимо тайских ресторанов, не пытаясь заглянуть во-внутрь. Некоторое время спустя жена временно преподавала в Университете в Темпе. Там был большой тайский ресторан. Мы сходили в него пару раз. Что-то отдалённо похожее, есть можно, но ресторанчик тайского дедушки в сравнении с другими богато оформленными тайскими ресторанами - это чистая душа, не разбавленная дешёвыми эффектами.

Где ты, тайский дедушка?! Мы с женой регулярно вспоминаем тебя.

Monday, September 27, 2010

Моя физкультурно-инсталляционная политика

Год или два тому назад я прочёл высказывание главврача одной бразильской больницы, в котором тот утверждал, что глупо совершать ежедневные длительные пробежки и всё такое, поскольку человеческий организм - такой же механизм, как автомобиль, и, чем больше и интенсивнее находится в активном состоянии, тем быстрее снашивается и доходит до состояния крематориальной годности. Вообще-то это высказывание конечно далеко не соответствует современным критериям научной биологии и практической медицины, но в чём-то высказывание главврача мне импонирует. Мой лечащий врач всё время понуждает меня ходить бегом и бегать пешком, исходя из результатов анализа холестерина, что я считаю бредом собачьим (всё никак не допишу последнюю статью цикла об этом самом холестерине). Поэтому я, говоря языком классиков, кладу на врача с прибором.

В школе и университете я перепробовал много разных видов спорта: большой теннис, акробатика, бокс, штанга, фехование, бег на длинные дистанции, гимнастика и т.д. На старости лет десять лет тому назад я водил детей на кунгфу и сам занимался этим на босу ногу, сдал даже на следующий пояс и ... Каждым из всех этих видов спорта я занимался от двух недель до двух месяцев. Из любопытства. С целью познания окружающей среды. Потом я завязал с физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Не моё это дело. Дрыгать ручками и ножками мне не интересно. Соревноваться с кем-то для меня вообще лишено всякого смысла. Ну не могу я делать шпагат так, как это может делать этот красивый кучерявый на мировом чемпионате! И что?! Срочно начать осваивать это дело? А почему не осваивать ныряние, хоккей или бег на короткие дистанции без велосипеда? Словом не моё это дело - физкультура. И я не могу сказать, что от полного отрицания физкультурной активности я преждевременно постарел. Я себя чувствую абсолютно также, как тридцать лет тому назад. Ну поседел немного. А что физкультурники совсем не седеют?

Но сказать, что я совсем чужд физкультуре, было бы неискренне. Просто у меня своя физкультура. У меня есть внутри моторчик, который я часто запускаю. Этот моторчик заводится от ритмической музыки. Я сразу начинаю танцевать в мыслях, перебирая ручками и ножками. Танцую танго (большего всего люблю танго), танцую фокстрот, румбу, неополитанскую тарантеллу, грузинский танец кинтоури, шалахо... Один старик азербайджанец говорил мне: "Бир-ики истякэн цай ицим (как выпью один-два стакана чая) - снова свежи!" Так и я: потанцую немного и опять молодой, красивый, свежий. Сижу, сижу, как дурак около компьютера, борюсь со своей тупостью. Пишу то, что не нужно, легко и просто, не задумываясь, а то, что нужно, не пишу, не получается. Начинаю танцевать. Потанцую,потанцую и через десять минут всё начинает получаться. Немного пополучается, после чего опять надо танцевать.

Танцуя я так. Включаю ритмическую мелодию. Начинаю сучить в такт ножками и ручками. Иногда делаю статическую гимнастику: музыка, как ошалелая, летит вперёд, а я вытяну руку и застываю с блаженной улыбкой на лице, по очереди напрягая пальцы. Вариантов я разработал множество. Главное, что я сижу в кресле и танцую со страшной силой. Для танцев мне нужна ритмическая музыка. Я немного пошастаю на ютьюбе, найду подходящую музыку, инсталлирую её в своем ЖЖ и танцую, танцую. Не так давно я танцевал под южных кореек (ай вонт нободи, нободи, бат ю), потом танцевал под ламбаду, потом плясал под "Вологду" песняров. Инсталлирую и пользуюсь. Надоест - инсталлирую другое. Теперь вам понятна моя физкультурно-инсталляционная политика?!

Sunday, September 26, 2010

Я только себя зову на "ты"

Во времена моего детства было принято собирать фантики - обёртки от конфет. Я этим не сильно увлекался, но часто наблюдал, как дворовые ребята, наморщив лбы, погружались в алхимию обмена. Если не было ветра, что фантики выкладывались на асфальте двора рядами. В каждом ряду одинаковые фантики. Многие фантики были очень красивыми, художественно оформленными рисунками, но когда их выкладывали рядами, то они как бы теряли индивидуальность рисунка, получались картинки разной длины без рисунка. Также, как в ванной комнате в бордюре из идентичных кафельных плиток теряется неповторимость рисунка отдельно рассматриваемой плитки.

Последовательность одинаковых повторяющихся фантиков напоминает мне нечто, что многие молодые люди нынче называют музыкой. Музыка без мелодии - то же, что картина без рисунка. Мелодия - это музыкальная мысль, составляющая главный элемент музыки - особым образом организованного во времени звука. Без мелодии не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народного или плодом сознательного, рождающегося в муках творчества.

Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённых неким логическим акцентом, называется мотивом. Мелодия, не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. Рэп, будучи в чистом виде речитативом, формально не имеет мелодии. Для него заменой мелодии является последовательность интонационных модуляций. В рэпе музыкальная мысль почти полностью вытесняется бытовой, политической, философской мыслью и с музыкой его очень слабо роднит то, что интонационные модуляции подаются в ритмической форме. Но, когда некоторые люди уверенно говорят о том, что им нравится мелодия данного рэпа, ко мне приходит осознание того, что я безнадёжно отстал от эпохи, в которой живу и попискиваю себе в свой ЖЖ. И это меня страшно радует, поскольку отклонение от нормы, если абстрагироваться от знака такого отклонения, можно интерпретировать и как регресс, и как прогресс.

Ведь из истории хорошо известно, что периодически человечество впадает в очень приветливое настроение, которое в XIX-XX веках принято было называть декадансом, что на позднелатинском обозначает "упадок". Подоплёкой упадка являлось такое сочетание социальных тенденций, которое приводило к торможению креативной составляющей в развитии человечества, преимущественно заменявшейся поиском того, до чего ещё никто не допёр, т.е. стремлением выделиться из массы и заявить о себе посредством поверхностной формы, а не глубокого содержания. Наступала эпоха смены моральных и культурных устоев, ломки того, к чему общество привыкло, или, как говорят в простонародьи, наступала эпоха смены элит.

Представители новых элит разгуливали, вставив себе в задницу страусовые перья, сочиняли что-то такое, что должно было поражать и сражать наповал своей необычностью (Было кругом раздольно! было повсюду майно! Как золотела зелень! воздух лазурно-крылат! Бросилась я с плотины, - как-то совсем случайно, Будто была нагая, вниз головой, в водопад!) «Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, - писал в статье «Игорь Северянин» Валерий Брюсов, - или, увы! Сам впадает в мучительную пошлость».

Проходило время. Все эти взбрыкивания в конце концов людям смертельно надоедали, и люди вновь окунались в исконно посконное, вновь слушали Вивальди и Моцарта, арию Лионеля, предпочитали скрипку барабану, читали перпендикулярно других поэтов и воспринимали абстрактную живопись как абстрактную живопись. Что-то от этого упадка застревало в зубах мировой культуры, а что-то наглухо переваривалось в нечто, служащее исключительно предостережением от повторения.

Сегодня множество т.н. музыкальных произведений создано в состоянии, которое очень точно охарактеризовал Игорь Северянин: «Душа поет и рвется в поле, Я всех чужих зову на ”ты”...» Тысячи и десятки тысяч чужих собираются в закрытом или открытом поле, где включаются на полную мощность динамики. Пятые точки исполнителей и их художественно оформленная растительность на голове совершают движения по сложнейшей траектории. И все это вместе с подпрыгиванием и стократным повторением идентичного набора звуков, лишённых мотива, воспринимается как мелодия. Люди в экстазе начинают всех чужих звать на "ты". Если мелодия - это музыкальная мысль, то такое мероприятие в лучшем смысле можно назвать бессмыслицей.

Я ещё хотел написать об отсталых племенах, которые, повторяя одни и те же движения под монотонное стуканье камнем по полому обломку дерева, получают своеобразное эстетическое удовольствие. Но потом передумал, потому что кому-то может показаться, что я злобствую. Но это не так. Я как раз жутко радуюсь, что так хорошо сохранился, и когда выступающий на сцене "певец" ложится на пол, не переставая размахивать гитарой и перебирать пальцами струны, то я автоматически начинаю зевать и засыпаю.

Тут у меня недавно был день рождения и многие мне от всей души желали дожить до 120 лет, правда, не спрашивая меня нужны ли мне эти 120 лет. А если бы кто-то догадался спросить у меня, сколько бы я хотел ещё прожить, то я бы, не задумываясь, ответил: "до очередной тотальной смены элит!"

Followers