Рассказы

Tuesday, March 23, 2010

Умудрение злом

Человек обладает двумя видами зрения, которые можно обозначить, как внешнее и внутреннее. Внешнее зрение - осуществляемый зрительной системой процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира. Внутреннее же зрение - это феноменально сложный процесс, заключающийся в оценке значимости информации, полученной от всех органов восприятия, и в сопоставлении её с ранее накопленной информацией. Эта оценка осуществляется на множестве уровней и подуровней ценностной градации, выработанных эволюцией у человека, как у биологической индивидуальности, так и у надбиологической (социальной) индивидуальности. Социальная индивидуальность понимается, как способность человека оставаться самим собой, сохранять свою уникальность в условиях постоянного взаимодействия с элементами таких сложных систем, какими являются мир, государство, город, товарищи по работе, родственники, семья ... Внутреннее зрение консолидирует полученную информацию и оценивает её не только с точки зрения сиюминутной пользы или опасности, но сопоставляет её с долговременной памятью, способствует обнаружению и запоминанию многочисленных ассоциаций с ранее пережитыми эпизодами, примеряет эту новую информацию к трафаретам, как впитанным "с молоком матери" и привитым воспитанием, так и благоприобретённым с помощью личностных усилий и полученного опыта, позволяющим часто чисто механически отделять зерна от плевел.

Внешнее зрение у человека с возрастом мало изменяется или же, как правило, ухудшается. Внутреннее же зрение, которое принято называть мудростью, с возрастом неизменно улучшается. Если внешнее зрение осуществляется при посредстве светочувствительных элементов - колбочек и палочек, - то острота внутреннего зрения статистически пропорциональна совокупности дураков, идиотов, подонков, обманщиков, насильников, хамов, болтунов и нахалов, с которыми человек сталкивался на своём жизненном пути, и которые по существу являются для человека окном в мир. От благополучия, радости, красоты, счастья человек не умнеет. Он хорошеет и расцветает, душа его благоухает, бутоны радости в ней раскрываются в цветы счастья, но при этом человек неизбежно теряет бдительность, которая так необходима для выживания и комфортного существования. Чем больше добра человек получает в жизни, тем придирчивее он становится в оценке добра и доброты, тем привередливее он воспринимает подарки судьбы. Человек эгоистичен по своей природе. Плохое ему удобнее примерять к другим, а хорошее к себе. Поэтому с годами он всё меньше удивляется и радуется хорошему чисто механически (подобное уже было, даже намного лучше было!), в то время как плохое или страх плохого заставляет его насторожиться, попытаться с помощью аналогий определить степень опасности и в конечном итоге ... поумнеть. Зло позволяет искоренить привитые в детстве или доставшиеся по наследству иллюзии. Слабые при этом часто озлобляются, сильные, как правило, становятся добрее и мудрее. Болезни, которые являются для человека безусловным злом, в той или иной степени в зависимости от его интеллекта учат тому, как нужно бороться за улучшение здоровья.

У Паустовского есть рассказ (не помню названия) о том, как он анонимно снял квартиру на краю города, чтобы ему никто не мешал заниматься писательским трудом. Однако к нему повадился ходить за подаянием нищий, который его очень отвлекал от работы. Писатель предложил нищему приходить раз в месяц и получать подаяние за весь этот срок. Так продолжалось довольно долго. Однажды Паустовский сидел без копейки денег и, когда появился нищий за очередной мздой, предложил ему придти через несколько дней, поскольку сейчас у него денег нет. На это нищий страшно возмутился, охарактеризовал это, как отсутствие порядочности и нарушение договорённости, стал упрекать Паустовского в том, что тот наносит вред его семье, которая по милости писателя должна голодать.

Считается, что человек становится мудрее и мудрее, когда, приставив палец ко лбу и закатив глаза, пытается понять как устроена Вселенная или же вызубривает откровения тех, кого до него признали мудрыми. Чушь всё это! Человек становится мудрее после каждого дурацкого эпизода в его жизни, после встреч с плохими, а не хорошими людьми, после любой встреченной им эклектики, которую он никак не мог бы предсказать. По мере того, как внутреннее зрение человека с возрастом улучшается, по мере того, как он становится мудрее, падает и скорость "умудрения", поскольку человек накапливает опыт того, как избежать встречи со злом. В какой-то момент скорость "умудрения" становится близкой к нулю. Это означает, что резкость внутреннего зрения достигла предела. По этой причине у многих народов существует культ стариков. Не культ стариков, скажем, от 80 и выше, а культ стариков вообще, поскольку начало старчества, как правило, означает достижение предела мудрости. Мудрость стариков становится особенно понятной молодым, когда те обращаются к старикам за советом в том, как избежать нежелательного воздействия окружения.


Как-то давным-давно попутчица - молодая красивая женщина - рассказала мне свою историю. Началось с того, что мы откровенно обменялись мнениями о попутчике, который только что сошёл с поезда. В какой-то момент видимо что-то такое щёлкнуло в душе этой женщины, что ей вдруг захотелось рассказать мне о некоторых интимных моментах её жизни, хотя я не был похож на умудрённого жизнью старца (мы были примерно одних лет), хотя я не делал попыток флиртовать с этой женщиной, да и я сам, как мне показалось, не сильно интересовал её в физиологическом плане. Может быть я кого-то ей напомнил? Короче говоря, ни тогда, ни позднее объяснить этот внезапный порыв откровенности я не смог. История такова.

Женщина отправилась на отдых в Крым, оставив дома мужа и малолетнего ребёнка, и до безумия влюбилась в парня, с которым в первый же день случайно познакомилась на пляже. Парень также безумно влюбился в неё с первого взгляда. Они провели вместе незабываемый месяц. Парень с утра бежал на базар, покупал розы и, когда она просыпалась, осыпал её лепестками. Когда она поведала мне о сказочных днях своей любви, то, увлёкшись, рассказывала в подробностях так много, что эти подробности выглядели явно гипертрофированно раздутой частью её рассказа. При этом, рассказывая эти подробности, она смотрела не на меня, а сидела неподвижно, мечтательно обративши взор на пролетающие в окне пейзажи. Ближе к окончанию отпуска они твёрдо решили с парнем больше никогда не разлучаться. Когда до отъезда осталось 2-3 дня, женщина отправилась на почту, позвонила мужу на работу и объяснила ему, что не сможет с ним больше жить, поскольку влюбилась в другого. Высказав мужу всю правду, она почувствовала большое облегчение, поскольку в течении всего времени отпуска понимала, что когда-то такой разговор должен был состояться и по этой причине испытывала постоянное чувство тяжести. Когда же она вернулась в комнату, где они жили, хозяйка квартиры со слезами на глазах сообщила ей, что её парень утонул.

Замуж эта женщина вышла не по любви. Муж её был здоровенным, физически очень сильным мужчиной, который, как ей казалось, никогда не понимал её. Он хорошо зарабатывал, она работала в НИИ, жизнь протекала в условиях полного достатка, но очень пресно. Она долго колебалась перед тем, как завести ребёнка, но муж всё время настаивал и она уступила. Когда она вернулась домой, то рассказала мужу всё, что с ней произошло. В конце рассказа она не выдержала и начала рыдать. И вдруг заметила, что муж гладит её по голове. Когда она подняла на него глаза, что к своему полному изумлению увидела, что глаза мужа полны слёз и по щеке медленно сползает слезинка.

Моя попутчица долго молчала, глядя в окно. Я, взволнованный её рассказом и внезапной откровенностью по отношению к совершенно постороннему человеку, с которым её через несколько часов навеки разведёт судьба, тоже молчал. Потом она повернулась ко мне, посмотрела на меня так, как-будто только что в первый раз увидела и попыталась улыбнуться. Эта кислая её улыбка придала особую достоверность и трогательность всему тому, что она мне рассказала. Я не знал, как себя дальше вести и от растерянности предложил ей выпить по рюмке коньяка, бутылку которого вёз в чемодане. Она согласилась, мы молча выпили по две рюмки. Спустя некоторое время, я совершенно по-детски задал ей вопрос:
- А что было дальше?
- Что было дальше? - повторила она мой вопрос. - После всего того, что произошло, меня физически тошнит, когда за мной начинают ухаживать. Я к вам непонятно почему почувствовала доверие и расслабилась, поскольку видела, что я вам интересна, как женщина, но что при этом вас не тянуло на обычные в такой ситуации фортели.
- А что муж? - почти непроизвольно вырвался у меня вопрос.
- С мужем всё хорошо. Я поняла, что ничего в нём не понимала, что меня раньше интересовала только моя собственная персона, что он намного лучше, чем я о нём думала. Мы живём в любви и дружбе. Она при этом как-то очень неестественно улыбнулась.
- Вы меня извините, если я полюбопытствую? - сказал я. - Вы полюбили мужа заново?
- Да, полюбила! Платонической любовью! - сказала она, глядя мне в глаза с какой-то наглой откровенностью. - Вы, надеюсь, знаете, чем платоническая любовь отличается от неплатонической?
Именно в этот момент, а никак не раньше, мне показалось, что если бы не конец пути, то я бы без малейших усилий смог бы соблазнить свою попутчицу, запереть дверь купе и заняться чем-то сугубо неплатоническим.

В описанной мною истории страшное событие - смерть любимого человека - имело для этой женщины два рода последствий: она сумела по-новому переосмыслить свои отношения с мужем и обнаружить в нём то, что не видела за предыдущие годы совместной жизни. Вместе с тем, это событие лишило её того, что сознательно или неосознанно вдохновляет женщину на поддержание жизненного тонуса. Всё это я написал вовсе не для того, чтобы убедить читателей, не емши, не спамши, не причесавшись, выбегать на большую дорогу жизни в поисках отрицательного опыта. Я просто хотел обратить внимание на то, в любом плохом содержится большая доля хорошего. Для тех, конечно, кто непрочь стать мудрее.

1 comment:

  1. сильно...
    часто мы не понимаем что сидит внутри нас ...

    ReplyDelete

Followers

Blog Archive