Рассказы

Thursday, January 21, 2010

Записки котолюба без претензий на научность

Судя по комментариям к моей предыдущей заметке, многие неравнодушны к кошачьей тематике. Помимо того, что коты-кошки (в дальнейшем "коты") доступны любому человеку и необременительны в домашнем их содержании, кроме того, что они на протяжении всей жизни встречаются человеку в самых неожиданных местах, эти животные обладают рядом особенностей, которые одних привлекают, в то время, как других совершенно не впечатляют или даже отталкивают. Всем конечно нравится их чистоплотность, уютность их облика и умение выражать свои чувства. Они отличаются невероятной способностью демонстрировать, что им нравится, а что нет. Ни одна женщина не может так выразительно мурчать, когда ей хорошо, и принимать настолько грациозные угрожающие позы, когда она возмущена. Всё это, так сказать, облигатное сопровождение кошачьей природы. Но коты обладают множеством других особенностей, которые у каждой особи выражены в различной степени. Владелец кота может и не подозревать, что коты отличаются друг от друга намного больше, чем люди.
Прежде всего особенностью котов является ярко демонстрируемая ими независимость, хотя не все отдают себе отчёт в том, что коты проявляют независимость характера только у хороших людей. Часто бывает так, что эти, ныне хорошие люди и уважительные кошатники, в детстве с удовольствием дёргали котов за хвост и получали другие сомнительного свойства удовольствия, связанные с унижением кошачьего достоинства. Эти, пришедшие через тернии к звёздам владельцы кошачьих судеб, сожалея о своём глупом поведении, часто стремятся намного глубже и тоньше понимать кошачий характер нежели даже те, которые родились готовыми буддистами. Не все в своей жизни сталкивались с котом, достоинство которого унижено до предела, но подобные ситуации встречаются не так уж и редко. Дело в том, что коты - реалисты по своей природе и прекрасно понимают, на что могут рассчитывать в отношении с теми или иными людьми. Если они понимают, что в данной обстановке выпендриваться им не дадут в той мере, в какой им бы этого хотелось, то они или озлобляются и переходят на вечное поселение под кровать, или становятся покорными и обречёнными, как люди, которым судьба сломала хребет.
Как-то моя лаборантка попросила меня взять на несколько дней котёнка в связи с тем, что она уезжает на праздники, а дома никто не остаётся. Позже она мне откровенно призналась, её на несколько дней точно таким же образом попросили взять котёнка её знакомые, но он за пол дня порвал ей половину платьев. Котёнок представлял собой чудо природы абсолютно черного цвета с мерцающими жёлтым блеском глазами маньяка-убийцы. У него были невообразимой величины когти, которые он периодически демонстрировал, поднимая то левую, то правую переднюю пятерню. Поскольку я никогда до этого с подобными кошкотипами не сталкивался, я его оставил у себя и назвал Махмудом в качестве сокращения от "МАХровый МУДак", поскольку этот кот и был по-настоящему махровым мудаком.
С первого дня я стал учить Махмуда ходить по нужде на унитаз, поскольку мы днём работали и выводить кота на прогулку не могли. Всё время пока Махмуд жил у нас, он ходил на унитаз, делал всё это необыкновенно умело и грациозно. Не научился он только спускать воду. Поскольку коты, будучи охотниками, тщательно уничтожают все запахи, которые могут отпугнуть потенциальную жертву, Махмуд был просто счастлив подобному способу облегчения с моментальной дезодорацией. Но в процессе обучения он меня возненавидел, поскольку обучение неизбежно связано с насилием. В дальнейшем ненависть ко мне у кота нисколько не ослабевала, несмотря на то, что я кормил его и вообще между нами был установлен слегка вооружённый, но стабильный нейтралитет. У нас на кухне стоял холодильник в виде буфета. Махмуд жил на этом холодильнике и восседал на высоте человеческого роста, обычно свесив одну лапу, размер которой был ближе к руке человека, чем к лапе кота. Когда я подходил к холодильнику, Махмуд убирал лапу, смотрел на меня с откровенной ненавистью и иногда шипел. Когда к холодильнику подходила моя жена, он раскрывал свои страшные когти и начинал причёсывать ей волосы. Делал он это тщательно, сопровождая процедуру заинтересованнным взглядом. Один или два раза в день я клал на пол здоровую ставриду, которую Махмуд виртуозно обрабатывал. На полу оставался лишь идеально очищенный от ткани рыбий скелет.
Таким образом Махмуд прожил у нас два с лишним года до того момента, пока мы всей семьёй не собрались ехать в отпуск на месяц. На одной с нами лестничной клетке жила одинокая пожилая лет 25-ти девушка, которая согласилась на время нашего отпуска приютить Махмуда. На следующий день после возвращения из отпуска я пошёл забирать кота, позвонил, соседка мне открыла дверь, и тут меня увидел Махмуд. От неожиданности он осел, посмотрел на меня испуганно-ненавидящими глазами и страшно зашипел. Это было не просто шипение. Это было кричащее шипение. Он настолько широко распахнул свою пасть, что казалось не мог её снова захлопнуть: что-то у него заклинило. Он стоял парализованный с безмолвно раскрытой пастью, выпущенными на полную катушку когтями и ядовито сверкающими паническим блеском очами. Никогда подобного отношения ко мне Махмуд не высказывал даже тогда, когда я его приучал к унитазу. Всё объяснялось очень просто. У пожилой одинокой девушки Махмуд почувствовал себя хозяином. Они быстро и сильно сдружились. Махмуд был в доме единственным мужчиной вне всякой конкуренции. Про нашу семью он давно забыл. И тут появляюсь я и хочу по мысли Махмуда вернуть его в положение, в котором он занимал унизительное второе место. Девушка-соседка тутже обратилась ко мне с просьбой оставить Махмуда у неё, поскольку они стали большими друзьями, Махмуд спит с ней в постели и необыкновенно ласков.
Независимость котов проистекает от того, что они - прекрасные охотники, и вне дома всегда могут найти себе пропитание: крысы и мыши вездесущи. Мой кот Матроскин специализировался в основном на зайцах ( в сезон это было по зайцу-двум в день), но не пренебрегал птицами, крысами и различными пресмыкающимися в качестве доппитания. Он мне объяснял, что домашние обеды, которые он очень ценил, превращают хорошего охотника в импотента, поэтому он не может допустить полной потери квалификации, питаясь исключительно домашней едой. Другой мой кот, который в предыдущей жизни преподавал в престижном университете основы объективного идеализма и не был приучен к ловле крыс, оказавшись после смерти хозяев на улице, долгое время питался одной лишь травой. Словом, коты очень находчивы и в этом преуспевают в значительно большей степени, чем собаки. Собак, что очень хорошо видно на примере Москвы, жизнь может приучить к ловкости и нахальству в добывании пропитания вне дома, но всё равно в этом смысле коты вне всякой конкуренции. Собака полностью зависит от хозяина, кот - частично или вообще не чувствует в себе обязанности от кого-либо зависеть.
Для кота хозяин дома и его население - это важная, но всё же часть домашней мебели. Кот прежде всего предан дому, а хозяину предан, как к неотъемлемой части дома. С собаками всё наоборот. Для собаки каждый член семьи - персона с уникальными характеристиками, на которые внешнее окружение не влияет никоим образом. Поэтому собаки дрессируемы, а коты псевдодрессируемы, т.е. их дрессировкой считается провокация и подстраивание к исполнению излюбленных кошачьих позиций, а не исполнение котом прямых человеческих указаний. Кот очень ценит поощрения, но поощрения нематериальные. Потерявшийся кот ищет дорогу к дому, а потерявшаяся собака ищет дорогу к хозяину. Там, где с собакой начинается любовь, с котом начинается осторожная дружба. Человеку, который завоевал настоящую любовь кота, поистине есть чем гордится. Это намного почётнее, чем диплом престижного университета, поскольку то, что необходимо сделать, чтобы получить диплом, абсолютно ясно, а что необходимо делать для того, чтобы завоевать любовь кота, сказать априори невозможно: коты очень тонко улавливают, когда перед ними заискивают.
Есть люди, которых тянет подчинять себе окружающих даже тогда, когда в этом нет ни малейшей практической целесообразности. Просто у них этого требует душа и всё, на чём она подвешена. Среди мужчин таких людей больше половины, среди женщин во много раз меньше. Таких людей лучше всего отучать от вредной привычки руководить, дав сильно в лоб на самых ранних стадиях её проявления. Когда в лоб получают мужчины или женщины на самой ранней стадии проявления синдрома главнокомандования, то большой разницы в реакции и тех, и других не наблюдается. Если в лоб с опозданием получает во всю раскомандовавшийся мужчина, то его реакция зависит от силы сопротивления, от сравнительной, основанной на логике, оценке возможностей влобдающего и влобпринимающего и т.д. С женщиной же ситуация намного сложнее и непонятнее. Если она уже во всю раскомандовалась, то реанимация статуса кво здесь, как правило, недостижима. Логика здесь не работает, здравым смыслом не пахнет. Она может получать в лоб хоть по два раза ежедневно: ничего от этого не изменится. В таких случаях женщина часто ощеривается душой, это, как правило, надолго и неизлечимо.
Кот начинает командовать человеком, будучи беспомощным котёнком. Он усаживается не туда, куда его усадили, а туда, куда он хочет сесть. Человеку кажется, что кот бегает за бумажкой, привязанной к нитке и он управляет поведением кота. На самом же деле шуршащая бумажка для кота - это всего лишь возможность доказать, что он за себя не ручается, если кто-то не спрятался. Вообще кот с измальства сам за себя не ручается. Он с самого младенческого возраста не может не руководить хозяином. Делает он это весьма интеллигентно, т.е. постоянно оценивает получаемый результат, способности подопытного человека, сиюминутные возможности влиять на человека и много другое. В своей предыдущей заметке "Делай, как я сказал!" я описываю как раз тот случай, когда кот намеренно демонстрировал свое превосходство. Он запрыгнул на раковину, поскольку хотел пить. Иначе бы он этого не сделал. Однако ценой невозможности удовлетворить жажду он хотел показать мне, что я обязан подчиняться ему - своему коту. В другой ситуации он просто сделал бы шаг влево и попил воду из другой раковины, как он обычно и поступал в аналогичных случаях. Но в данном конкретном случае кот счёл возможным и необходимым ещё раз утвердить свою власть надо мной, в чём-то, понятном только ему, уловив слабину в моём поведении.
Искоренить попытки кота руководить человеком можно путём полного подавления кошачьей индивидуальности, но всё же лучшее средство - некоторое время делать вид, что не обращаешь ни малейшего внимания на кошачьи выпендривания. Иногда это помогает. Как-то соседка попросила меня взять на некоторое время кота в связи с её отъездом. После того, как я его покормил и напоил, он некоторое время бродил по квартире, внимательно исследуя каждую мелочь. Я не обращал на него ни малейшего внимания. Вдруг кот взобрался на занавеску и повис на ней, тараща на меня глаза и изображая, что у него вот-вот полностью съедет крыша и поэтому он за себя не ручается. Я продолжал писать, сидя за столом и не обращал на кота ни малейшего внимания. Коту вскоре надоело висеть и сверкать глазами, он спрыгнул на пол, побегал для проформы по периметру комнаты, пытаясь убедить меня, что он всё же сумасшедший, и в конце концов мирно заснул у моих ног. Номер с занавесками он повторил дважды на следующий день с тем же успехом и больше этого не делал. Видимо хозяйка сильно пеняла коту за этот его акробатический номер и кот решил меня проверить занавесками на вшивость.
Не так давно было показано, что многие психологи глупее ежей. Этому была посвящена статья, опубликованная в журнале Nature (www.nature.com/news/1998/040119/full/news040119-2.html). Тест, оценивающий личностные особенности собаки, помог доказать то, что и ежу ясно, но что отрицают многие психологи: у собак есть личность. Метод тестирования собак был разработан Сэмом Гослингом из Техасского университета и его коллегами. Результаты тестирование, которому было подвергнуто 78 собак всех пород и размеров, нанесли очередной удар по особому статусу людей и продемонстрировали, что каждая собака является индивидуальностью. По моему мнению индивидуальность у котов выражена намного сильнее, чем у людей и собак. В нашей семье было много и котов, и собак, поэтому я могу иметь на этот счёт обоснованное мнение: научное доказательство наличия личностных характеристик у котов невозможно. Коты нетестируемы. Они не поддаются тестированию.
Сегодня днём я случайно наткнулся на цитированную выше статью с описанием тестирования собак на наличие у них личностных характеристик, и всё, что я собирался написать - это то, что с котами такое тестирование не пройдёт. Но получилась целая статья, в которой сумбурно переплелись воспоминания, наблюдения, мысли. В течение дня я несколько раз подходил к компьютеру и писал по 2-3 абзаца. Сейчас уже вечер, пора начинать работать, поэтому кончаю свои записки котолюба. Но напоследок мне хотелось бы описать один случай, который поставил меня в тупик. Я курил в течение 57 лет по полторы- две пачки в день. За всё это время я не курил лишь однажды в течение половины дня. Это было лет 25 тому назад. Неделю с лишним тому назад я решил бросить курить просто из интереса. Я разложил на столе 4 пачки самых любимых моих сигарет, поставил пепельницы, разбросал вокруг зажигалки и... завязал с курением. Через день отношение ко мне моего кота Леопольда кардинально изменилось. У него под креслом лежит круглая колыбелька, в которой он иногда спит. Стоит мне войти в спальню и прилечь на кровать, как кот через секунду оказывается у моего затылка, топчет мне шею, лижет голову, после чего засыпает на моей голове. Обычно я потом его снимаю и мы спим, обнявшись.
После того, как я бросил курить, кот стал сторониться меня, как прокажённого. Вне кровати наши отношения остались абсолютно неизменными, но он теперь не вскакивает мгновенно на кровать, а лежит под креслом в своей колыбельке. Если же я ложусь на кровать, на которой уже лежит кот, то он подвигается к краю и вовсе не расположен лезть обниматься. Впрочем он не возражал, когда я его гладил, но при этом он сильно электризовался, между моей рукой и кошачьим пухом проскакивали искры. Говорят, что коты тяготеют к местам, заряжённым отрицательно. Может быть после бросания курить я перезарядился с отрицательного на положительный заряд!? Не знаю. Буду продолжать наблюдения.

No comments:

Post a Comment

Followers

Blog Archive