Рассказы

Sunday, September 26, 2010

Я только себя зову на "ты"

Во времена моего детства было принято собирать фантики - обёртки от конфет. Я этим не сильно увлекался, но часто наблюдал, как дворовые ребята, наморщив лбы, погружались в алхимию обмена. Если не было ветра, что фантики выкладывались на асфальте двора рядами. В каждом ряду одинаковые фантики. Многие фантики были очень красивыми, художественно оформленными рисунками, но когда их выкладывали рядами, то они как бы теряли индивидуальность рисунка, получались картинки разной длины без рисунка. Также, как в ванной комнате в бордюре из идентичных кафельных плиток теряется неповторимость рисунка отдельно рассматриваемой плитки.

Последовательность одинаковых повторяющихся фантиков напоминает мне нечто, что многие молодые люди нынче называют музыкой. Музыка без мелодии - то же, что картина без рисунка. Мелодия - это музыкальная мысль, составляющая главный элемент музыки - особым образом организованного во времени звука. Без мелодии не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народного или плодом сознательного, рождающегося в муках творчества.

Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённых неким логическим акцентом, называется мотивом. Мелодия, не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. Рэп, будучи в чистом виде речитативом, формально не имеет мелодии. Для него заменой мелодии является последовательность интонационных модуляций. В рэпе музыкальная мысль почти полностью вытесняется бытовой, политической, философской мыслью и с музыкой его очень слабо роднит то, что интонационные модуляции подаются в ритмической форме. Но, когда некоторые люди уверенно говорят о том, что им нравится мелодия данного рэпа, ко мне приходит осознание того, что я безнадёжно отстал от эпохи, в которой живу и попискиваю себе в свой ЖЖ. И это меня страшно радует, поскольку отклонение от нормы, если абстрагироваться от знака такого отклонения, можно интерпретировать и как регресс, и как прогресс.

Ведь из истории хорошо известно, что периодически человечество впадает в очень приветливое настроение, которое в XIX-XX веках принято было называть декадансом, что на позднелатинском обозначает "упадок". Подоплёкой упадка являлось такое сочетание социальных тенденций, которое приводило к торможению креативной составляющей в развитии человечества, преимущественно заменявшейся поиском того, до чего ещё никто не допёр, т.е. стремлением выделиться из массы и заявить о себе посредством поверхностной формы, а не глубокого содержания. Наступала эпоха смены моральных и культурных устоев, ломки того, к чему общество привыкло, или, как говорят в простонародьи, наступала эпоха смены элит.

Представители новых элит разгуливали, вставив себе в задницу страусовые перья, сочиняли что-то такое, что должно было поражать и сражать наповал своей необычностью (Было кругом раздольно! было повсюду майно! Как золотела зелень! воздух лазурно-крылат! Бросилась я с плотины, - как-то совсем случайно, Будто была нагая, вниз головой, в водопад!) «Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, - писал в статье «Игорь Северянин» Валерий Брюсов, - или, увы! Сам впадает в мучительную пошлость».

Проходило время. Все эти взбрыкивания в конце концов людям смертельно надоедали, и люди вновь окунались в исконно посконное, вновь слушали Вивальди и Моцарта, арию Лионеля, предпочитали скрипку барабану, читали перпендикулярно других поэтов и воспринимали абстрактную живопись как абстрактную живопись. Что-то от этого упадка застревало в зубах мировой культуры, а что-то наглухо переваривалось в нечто, служащее исключительно предостережением от повторения.

Сегодня множество т.н. музыкальных произведений создано в состоянии, которое очень точно охарактеризовал Игорь Северянин: «Душа поет и рвется в поле, Я всех чужих зову на ”ты”...» Тысячи и десятки тысяч чужих собираются в закрытом или открытом поле, где включаются на полную мощность динамики. Пятые точки исполнителей и их художественно оформленная растительность на голове совершают движения по сложнейшей траектории. И все это вместе с подпрыгиванием и стократным повторением идентичного набора звуков, лишённых мотива, воспринимается как мелодия. Люди в экстазе начинают всех чужих звать на "ты". Если мелодия - это музыкальная мысль, то такое мероприятие в лучшем смысле можно назвать бессмыслицей.

Я ещё хотел написать об отсталых племенах, которые, повторяя одни и те же движения под монотонное стуканье камнем по полому обломку дерева, получают своеобразное эстетическое удовольствие. Но потом передумал, потому что кому-то может показаться, что я злобствую. Но это не так. Я как раз жутко радуюсь, что так хорошо сохранился, и когда выступающий на сцене "певец" ложится на пол, не переставая размахивать гитарой и перебирать пальцами струны, то я автоматически начинаю зевать и засыпаю.

Тут у меня недавно был день рождения и многие мне от всей души желали дожить до 120 лет, правда, не спрашивая меня нужны ли мне эти 120 лет. А если бы кто-то догадался спросить у меня, сколько бы я хотел ещё прожить, то я бы, не задумываясь, ответил: "до очередной тотальной смены элит!"

No comments:

Post a Comment

Followers