Рассказы

Saturday, October 17, 2009

Устами младенца...


Говорят: "Устами младенца глаголет истина!" Вот иногда в привычной деловой текучке вдруг ни с того, ни с сего появляется неодолимое желание заговорить устами младенца. Даже более неодолимое, чем у человека первый день бросившего курить. Обычно для того, который во много, много раз старше самого старшего из младенцев, это ощущение - сродни ощущению импотента, у которого впервые за много лет появилось абстрактное желание за кем-то погнаться, кого-то завалить и вскочить в самом высоком значении этого действия. Поскольку я, слава Богу, пока что не импотент, то подобное ощущение у меня появляется хоть и не в столь сильно выраженной форме, но зато значительно чаще. Часто настолько чаще, что порой принимает формы мании преследования. Иногда даже приходится говорить устами младенца или про себя, или шопотом, из-за чего глагол из сказуемого превращается в невысказанное в точном соответствии с поговоркой: "голос у него был тихий, но противный".
Устами младенца по совместительству с истиной обычно глаголет и простота. Многие связывают простоту с понятливостью, что не одно и то же. Младенец в меру того, что успел накопить в своей головке, может широко пользоваться и эпитетами, и метафорами, и аллитерациями, и силлогизмами и даже на практике применять классические ораторские приёмы, которые потом начисто забудет при взрослении и вновь начнёт с усердием неофита осваивать на платных курсах для менеджеров. Младенческая простота же заключается в том, что он оформляет свои глаголы с помощью, как говорят в армии, подручных и шанцевых инструментов, т.е. с помощью того, что Бог послал ему персонально. Он не привык ещё ссылаться на авторитеты, шастать по поисковикам, чтобы ознакомиться с историей вопроса, ссылаться на Новый и Ветхий Завет. Таким образом, истина и простота в процессе онтогенеза (так в простонародьи принято называть процесс роста и развития организма) сначала шагают рядом, обнявшись, а потом расходятся, безмерно тоскуя и всегда стремясь соединиться, что обычно очень редко удаётся.
Одно дело сочетание простоты и истинности в архитектуре, в сочинении симфонической музыки, в планировании войсковых операций - другое дело в написании букав, как говорят те, которым вконец опротивел великий русский язык. Тем более, когда ты пишешь для себя и близких друзей в ЖЖ. ЖЖ же - это необычный социум, в котором к тебе может запросто подойти любой из Бразилии, России или Новой Зеландии и сказать: "Пойдём, выпьем!?" На что ты можешь спокойно без опасения получить в морду ответить: "Спасибо, но я не привыкла пить с незнакомыми мне людьми!" Так что, пиша в ЖЖ, пишешь как бы для себя родного.
Как-то недавно у меня возникла сильная потребность что-нибудь провозгласить устами младенца. Естественно, что при этом я задумался над ответами по двум взаимосвязанным вопросам: во-первых, каким путём добиться такого способа провозглашения, а, во-вторых, что именно провозглашать. Просидев в полной неподвижности часа полтора, я понял, что непорочное зачатие таких, как я, не порочит. Пошёл на кухню за вином, выпил немало и понял, что и это не помогает. Поскольку сильней вина на мозг действуют только индукция и дедукция, то я решил поискать в литературе всех времён и народов того, кто запросто умел изрекать истины устами младенца. И представьте, как я не трепал свою эрудицию, как не насиловал свои извилины, перед моим взором постоянно возникал образ одного писателя: Михаила Зощенко. Ну, думаю, ему было проще, он только и делал, что писал, даже когда его не печатали, а я до неприличия бывалый: столько всего за долгую жизнь насмотрелся, что даже без всякого напряга за пол года настрочил больше 60 рассказов о событиях, участником которых был лично. Хотел найти другого учителя, но всё время опять возвращался в образу Михаила Зощенко. Вообще-то я о нём очень много знаю и, тем не менее, решил почитать о его жизни. И вот, что я узнал.
Оказалось, что в первую мировую войну М.Зощенко воевал в составе Мингрельского 16-го гренадёрского полка и был награждён за отвагу Орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. Мингрельский же 16-й Его Императорского Высочества Великого Князя Дмитрия Константиновича полк - это было очень серьёзно и почётно. На полковом его знамени была надпись: "За отличную храбрость при взятии штурмом Турецкой крепости Ахалкалаки с 7 на 8 декабря 1811 г., за отличие в сражении на Ченгильских высотах 17 Июля 1854 г., за Кавказскую войну и за сражение 30 Сентября 1877 года при Хаджи-Вали". Будучи командиром роты этого полка, М.Зощенко 20 июля 1916г попадает под газовую атаку немцев. После лечения был признан больным первой категории, но 9 октября возвращается в строй. 10 ноября 1916 года произведён в штабс-капитаны. После Февральской революции М.Зощенко назначается начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта Петрограда, работал секретарем суда, инструктором по кролиководству и куроводству, служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. Тут-то я понял, как трудно было Михаилу Зощенко возвыситься до уровня младенца. Я всегда любил М.Зощенко не только за его рассказы, но и за то, что это был невероятно честный человек, беззащитный в своей честности и сумевший сохранить своё достоинство даже в адских условиях существования, которые ему устроили кремлёвские пробляди.
Когда я понял, что интуиция меня не подвела, я стал вспоминать, что я знаю о М.Зощенко от людей, которые не побоялись с ним общаться в самые трудные для него времена, когда он часто страдал от голода, но никому не хотел показать это или даже просто пожаловаться на жизнь. Оказалось, что знал я о М.Зощенко довольно немало. Среди прочего вспомнил я о том, как, по свидетельству близко знавших его людей, М.Зощенко писал свои рассказы. Он их писал и правил в голове, расхаживая по комнате. Когда же получалось так, как он хотел, то садился за стол и ровным, чётким почерком без малейших правок переписывал рассказ на бумагу. И я решил: попробую-ка я, как М.Зощенко, написать рассказ в голове. Не просто сочинить, а написать так, чтобы потом без правок перенести его на компьютер. Компьютер я не выключаю месяцами, а тут решил сделать ему shut down тем более, что сейчас пол девятого вечера. Буду сочинять, а то, что сочиню, завтра перепишу на компьютер и отправлю друзьям в ЖЖ.

No comments:

Post a Comment

Followers