Рассказы

Saturday, October 17, 2009

Устами младенца...(продолжение)


Я написал вступление (systemity.livejournal.com/65934.html) и хотел что-нибудь сочинить, придерживаясь манеры М.Зощенко. Перед сном и наутро в голове крутилась только одна тема: "Чем грузины похожи на евреев?". Тема эта крутилась неслучайно. Я мог бы выразить её устами младенца без ссылок на Библию, историю, статистику и термодинамику. Именно так, как я чувствовал это в детстве. Мама моя была еврейкой из самой что ни на есть типичной еврейской семьи, где сроду не было философов, писателей, композиторов, балетмейстеров, предпринимателей и прочих представителей того возвышающегося над обыденностью мира, в который евреи внесли непропорционально высокий вклад. (Антисемитов, отрицающих этот непреложный факт, я с детских лет жалел, как сирых и убогих). Мама моя прекрасно говорила по-русски, но некоторые слова не выговаривала, например, она говорила "князь Мишкин". Бабушка моя - грузинка - говорила на литературном русском и грузинском без малейшего акцента. Она была, как выражалась моя прабабка, которая знала не более десятка слов по-русски и называла, например, калоши детскими гробиками, "потопственной дворянкой", и в её семье было много выдающихся личностей. Мама и бабушка сильно ревновали друг друга к моему отцу, иногда это в быту приводило к мелким стычкам, но на самом деле в глубине души относились друг другу с большой нежностью и всегда трогательно заботились друг о друге. Русских родственников я не знал. Все мои родственники были или грузинами, или евреями. Так что во мне пересекались в неразделимое целое эти два потока мироощущения.
Поскольку евреи, которых я знал, были часто очень непохожи друг на друга, в то время, как азербайджанцы или русские представлялись мне гомогенными нациями и по внешности и по манере реагировать на внешние раздражители, то мне довольно рано пришла в голову мысль о том, что понятие "еврей" - значительно шире, чем понятие национальность. Я тогда ещё не мог знать, что бывают евреи-эфиопы, евреи-индусы и т.д. Не очень хорошо я тогда разбирался в истории, в глаза не видел Библию, поэтому смотрел на всё это именно глазами младенца. И именно, глядя на мир глазами младенца, я дошёл до мысли о том, что евреи - это люди, среди которых отклонения от нормы в сторону реального и идеального значительно превышают диапазон, характерный для других наций. Когда меня посетила эта мысль, то я понял, в чём состоит то неуловимое сходство между грузинами и евреями, которое ранее я не мог сформулировать. Потом часто я возвращался к этой мысли и, будучи уже взрослым, дополнил это наблюдение тем, что у грузинов, которые жили оседло, в отличие от евреев, которых судьба гоняла по всему свету, больше трения при перетекании из одной крайности в другую. Очень характерно и необычно то, что реальное и идеальное может в практически одинаковой степени проявляться у представителей этих двух народов, а может доходить до экстремально высоких кондиций и застревать в подобном состоянии.
Вот такие воспоминания детства и юности я хотел изложить очень подробно и очень детально, но в итоге понял, что не потяну. Я люблю чувствовать себя перфекционистом, а в данном случае этого было бы крайне сложно добиться. Ведь если бы я начал писать на эту тему на полном серьёзе, то у меня из хорошего сценария получился бы плохой фильм. Ведь сценарист обычно не очень смело представляет себе образы героев, их мимику, мизансцены и т.д. Для того, чтобы превратить сценарий в произведение искусства, нужны режиссёр, оператор, артисты и т.д. Иными словами для этого мне нужно было бы выйти из детства, что противоречило бы исходной задумке. Ещё раз, возвращаясь в детство, могу лишь вспомнить, как в пятом классе на вопрос выполнил ли я домашнее задание, я ответил, что не мог выполнить, поскольку весь день до вечера играл в лапту, за что и заработал первую и последнюю в жизни единицу. Если мои читатели поставят мне вторую в моей жизни единицу, я нисколько не обижусь, поскольку знаю, что честно её заслужил.

No comments:

Post a Comment

Followers