Рассказы

Wednesday, May 12, 2010

Борьба со лженаукой - национальный российский вид развлечения. Часть II

В первой части (systemity.livejournal.com/131867.html) я привёл пример того, как в цивилизованном обществе борются с заблуждениями в науке и с мошенничеством с использованием науки. Старый профессор повредился умом, а его мошенник-ассистент пользовался этим обстоятельством и манипулировал несчастным профессором. Крыша у лучших представителей французской академической науки поехала вслед за крышей профессора Брондло по законам индукции. Если бы во французской Академии наук существовала Комиссия по борьбе со лженаукой, то жертвой деятельности этой комиссии стал бы не профессор Брондло и, тем более, не его мошенник-ассистент, а разоблачивший их Роберт Вуд. К счастью, такая комиссия является преимущественно объектом приложения нерастраченных запасов специфической энергии только больших российских учёных -администраторов. Эта специфическая энергия не возникла вдруг из воздуха. Она постоянно накапливалась в процессе исторического развития России и всегда была востребована. Без борьбы с врагами Россию не измерить, не понять, а тем более с коленок не поднять. Мочить в сортире любит не только верховный главнокомандующий. У каждого более мелкого начальничка есть свой маленький персональный сортирчик, который расширяется в размерах по мере его карьерного роста.

В конце 50-х годов немецкий учёный Штольп (Stolp, H.J.) обратил внимание на какие-то точки, пролетавшие в поле микроскопа с невероятной для бактерий скоростью. В итоге ему удалось обнаружить совершенно неизвестное семейство бактерий, которые паразитируют на грам-отрицательных бактериях. Они представляют собой очень мелкие бактерии виброидной (сарделеподобной) формы с длиннющими хвостами. Вращая этими хвостами, как пропеллерами, они носятся, словно сумашедшие, и стукаются о стенки бактерий, превышающих размеры микровибрионов во много раз. Затем микровибрион проникает внутрь протараненной им бактерии (также, как сперматозоид проникает в яйцеклетку) и начинает питаться её содержимым. При этом из микровибриона образуется длиннющая колбаса, внутри которой находится множество образовавшихся новых сарделек-микровибриончиков. Когда от клетки уже ничего не остаётся кроме рванного чехла (клеточной стенки), на колбасе появляется многочисленные перетяжки, она распадается на множество хвостатых вибрионов, которые весело разбегаются в поисках новой жертвы.

Открытие Штольпа было таким поразительным, настолько это было похоже на бред сумасшедшего, что ему категорически запретили заниматься микровибрионами, хотя он и работал в должности заместителя директора научно-исследовательского института. Даже много лет спустя, когда с микровибрионами стали работать во многих лабораториях мира, он лишён был права заниматься исследованиями открытых им бактерий. Встретив непонимание коллег, Штольп связался с миллионером Мортимером Старром (M.P. Starr), который занимался микробиологией, как любитель. Старр был израильским миллионером, у которого было хобби, не связанное с его способом делания денег: он увлекался микробиологией, как любитель. Преимущественно микробиологией бактерий, патогенных для растений. Старр был здоровенным мужиком с копной рыжих волос. Мы с ним познакомились в 74-м году, и у меня до сих пор болит спина от его дружеских похлопываний.

У Старра была своя рыжая голова на плечах. Он плевать хотел на мнение дирекции института, в котором работал Штольп, и субсидировал работу в области штольповской "лженауки". Штольп и Старр опубликовали в 1963 году статью, где вновь открытую бактерию назвали Bdellovibrio bacteriovorus, что в переводе с латыни означает: вибрион-пиявка, пожирающая бактерии (Stolp, H.J. and M.P. Starr. 1963. Antonie van Leeuwenhoek Journal of Microbiology and Serology 29:217–248). Примерно в это же время один из сотрудников пастеровского института получил Эрлиховскую премию. (Если кто не знает, Эрлих изобрёл сальварсан - эффективное средство против свирепствовавшего в его время сифилиса). В условиях награждения этой чрезвычайно престижной премией было записана обязательность организации награждённым публичной лекции с приглашением учёного, сделавшего уникальное открытие. В институт, в котором я работал, несколько раз приезжала на короткую стажировку старушка семидесяти с гаком лет - мадам Гелен - сотрудница пастеровского института из Парижа. Именно мадам Гелен, которая ознакомилась с работой Штольпа и Старра, предложила пригласить в Пастеровский институт Штольпа, после знакомства с которым она увлеклась этой новой группой бактерий-хищников и стала работать в этой области. (Мы сделали с Гелен совместную работу по морским микровибрионам Средиземного моря и опубликовали её в докладах французской академии наук: L.Andreev, M.Bobyk, A.Guelin. C.r. Acad. Sci.,Paris, 1979, t.288 S.D., p.173-175).

Благодаря Гелен, о Штольпе узнали в престижных микробиологических кругах и вопрос о "лженауке" был снят с повестки дня мировой научной общественности. В настоящее время с бделловибрионами работает множество учёных во многих лабораториях мира. Руководство института, в котором работал Штольп, может быть в душе и называло исследования Штольпа лженаукой, но, к счастью, ни в Германии, ни в институте, о котором идёт речь, не было Комиссии по борьбе со лженаукой. Единственное, что смогла сделать дирекция института - это лишить Штольпа финансирования, но не смогла его даже лишить должности заместителя директора. Таким образом, исключительно благодаря отсутствию Комиссии по борьбе со лженаукой было сделано одно из самых значительных за последнюю половину столетия открытий в области бактериологии.

В науке сплошь и рядом бывает так, что проще написать несколько томов обоснований нежели ответить на простой вопрос: "Зачем?". Я думаю, что если прямо в лоб спросить у членов Комиссии по борьбе со лженаукой зачем с ней нужно бороться, то ничего вразумительного на этот короткий вопрос ответить они не смогут. Точно также, как руководители партии и правительства не смогли бы в своё время в двух словах объяснить зачем нужно, не покладая рук, бороться с космополитизмом, с Иванами, не помнящими родства, зачем нужно было бороться с кулаками и т.д. НАДА! То-то нонче в ЖЖ друзей называют френдами, а нежелательных пришельцев не запрещают, а банют, то-то последние пол столетия большую часть продуктов питания, как для людей, так и для скота, завозят из дальнего и ближнего зарубежья.

У писателя Вересаева есть рассказ о том, как врачу пожаловалась мать маленького мальчика, который вконец извел её своими вопросами. Обо всём, что попадалось ему на глаза, он тут же спрашивал "Почему?" Врач посоветовал женщине на первый же вопрос, который задаст сын, ответить ему: "Потому что перпендикуляр!" Женщина так и поступила. Сын вылупил на неё глаза, пытался произнести незнакомое слово - пер-пер-ди... - и замолк. После этого случая он совершенно перестал задавать матери вопросы. Прошло некоторое время и однажды в связи с чем-то мать задала сыну вопрос "Почему?" Сын ответил, но мать не удовлетворилась ответом и задала новый вопрос. Так повторилось несколько раз, после чего сын сказал с расстановкой: "Потому что пер-пен-ди-ку-ляр!" Если бы Комиссии по борьбе со лженаукой вызвала меня на допрос и члены комиссии спросили бы меня: "Почему вы считаете, что современная классическая наука неспособна исследовать природные самоорганизующиеся системы?", я бы им ответил без излишнего кокетства: "Потому что пер-пен-ди-куляр!"

No comments:

Post a Comment

Followers