Рассказы

Thursday, August 18, 2011

Диспут со спящим

В биологическом центре АН - в Пущино на Оке - в организационном порядке периодически устраивали лекции знаменитостей. Как-то мне утром на работу позвонила знакомая и сказала, что она с мужем занята организацией лекции философа Г.С.Батищева (точно не помню, лекция кажется называлась "Диалектика творчества"), что скоро его привезут из Москвы, и попросила моей помощи. На вопрос о том, в чём должна выражаться моя помощь, она мне объяснила, что перед лекцией они покормят лектора у себя дома и, поскольку не уверены в том, что им достаточно просто будет поддерживать беседу с философом, то всего навсего просят меня поучаствовать в обеде для того, чтобы составить им компанию. По их расчётам обед и беседа с целью разогрева лектора займут не более двух часов, после чего все отправятся в конференц-зал Института биофизики, где Г.С.Батищев прочтёт свою лекцию, а я смогу отправиться домой спать.

На просьбу знакомой я ответил контрпросьбой найти какого-нибудь другого разогревщика, поскольку не уходил с работы двое суток, и в настоящий момент отправляюсь домой, чтобы залечь спать на сутки. На это моя знакомая сказала, что они, конечно же, поступили глупо, сообщив мне о необходимости моего участия в последний момент, но сделать уже ничего нельзя, как по причине цейтнота, так и потому, что я лучше всего подхожу на роль разогревщика. Она не объяснила, почему она так считает, но по некоторым проглоченным ею словам было ясно, что я лучше всего подхожу постольку, поскольку - жуткий болтун и вообще трепло. Мне всегда было неудобно отказывать тем, кто во мне нуждается, вне зависимости от того, в какой области я мог бы принести пользу людям. Хотя я действительно смертельно хотел спать и даже боялся, что не дойду до дома и засну, прислонившись к дереву, но тем не менее сказал, что приду к ним в назначенное время. Я, как тот русский, который устраивался на работу в Америке и который мог копать, а мог и не копать, мог беспробудно спать в течение суток, а мог, не присаживаясь ни на минуту, по двое суток работать.

Я пришёл к знакомым за четверть часа до того, как привезли из Москвы философа, сел у края стола, заставленного едой, и стал перекатывать во рту очень солёную маслину, чтобы не заснуть, положив голову на стол. Привезли Г.С.Батищева, нас познакомили, между хохяевами и лектором завязалась интеллигентная беседа. Хозяева рассказывали про биологический центр, гость демонстрировал интерес к этой теме. У него были большие красивые глаза и пышная причёска (я так во всяком случае запомнил Г.С.Батищева, который, как я позднее узнал, был выдающимся советским философом). А я сидел рядом с ним и не копал. Когда минут через десять после появления гостя беседа стала в виде жидкого киселя размазываться по столу, хозяева стали укоризненно поглядывать в мою сторону. Тут я перестал не копать. Я расправил плечи и задал вопрос о теме предполагаемой лекции.

Дальше всё пошло по накатанному. Хозяева хотели порой вставить пару слов в нашу беседу с Г.С.Батищевым, но это уже было практически невозможно, поскольку меня понесло с недосыпу, а Г.С.Батищеву, видимо, очень было интересно познакомиться с сумасшедшим, у которого по любому вопросу было своё собственное мнение. Помню, что совсем немного мы поговорили о православии, потом меня понесло на тему о том, что редукционизм - это не только тупиковый путь в творчестве, но это - самоубийственный путь. Этот момент и мои аргументы, я помню, Г.С.Батищеву понравились и он много говорил на эти тему. Потом мы говорили о тупом антропоцентризме, о том, что человечество не может самостоятельно выбирать то, что имеет наибольшую прогностическую полезность. Хозяева сидели, сложив руки на коленях, а я никак не мог остановиться, хотя очень этого хотел.

Помню, что Г.С.Батищева очень заинтересовала такая высказанная мною мысль. Я сказал, что по моему мнению творчество, рассмотренное в планетарном масштабе, неизбежно ведёт к расширению антагонизма в двух основных сферах деятельностной сущности человека (копательской и некопательской). В двух словах этот тезис расшифровывался мною следующим образом. Человеческое творчество неизбежно приводит к расширению сфер, в которых продолжение и совершенствование творчества требует всё большего и большего творчества. Иными словами, кто-то придумал простую полезную для выполнения какой-то работы хреновинку. Для усовершенствования этой хреновинки у первооткрывателя не хватило достаточного творческо-исследовательского и творческо-исполнительского мастерства. Следующий мастер, радикально усовершенствоавший хреновинку, должен быть никак не глупее первого мастера и т.д.

С другой стороны, творчество в планетарном масштабе неизбежно будет приводить к облегчению бытовой нагрузки людей, у них неизбежно будет появляться возможность, ничего особенно не делая, пользоваться плодами творчества активных членов общества. Таким образом, творчество в планетарном масштабе неизбежно сужает количество творческих исполнителей высокого полёта и одновременно расширяет число идиотов-бездельников- иждивенцев. В этом месте у нас с выдающимся советским философом завязалась особо горячая дискуссия, но в этот момент хозяева сообщили, что люди собрались в зале и ждут лектора. В итоге всё кончилось для меня большим кошмаром. Всю дорогу от дома принимавших до института биофизика Г.С.Батищев держал меня за руку и мы продолжали активно обсуждать затронутую мною тему.

Так, держа за руку, лектор ввёл меня в зал, и в итоге я вынужден был сесть в первый ряд, на котором никого кроме меня не было. Я сел, нацепил тёмные очки и ... заснул мертвецким сном. Проспал я почти два часа. Разбудил меня научный сотрудник с нашего института, который страшно удивился: "Ты спал что ли?!" Я виноватым тоном объяснил ему, что двое суток проторчал на работе и поэтому уснул. Тут этот сотрудник стал как сумасшедший хохотать и объяснил мне сквозь слёзы, что всю свою лекцию Г.С.Батищев разговаривал со мной: "В этом вопросе Вы, Леонид Владимирович, были правы! Но вот здесь я эту мысль, Леонид Владимирович, сформулировал бы несколько по-иному!.."

No comments:

Post a Comment

Followers